Крадущийся тигр
на шелковом пути:
как развивается
торговля
с Узбекистаном

Среднеазиатский тигр, растущий на 6% в год, — так сегодня называют Узбекистан. Страна, долго остававшаяся «закрытой», с 2016 года взяла курс на либерализацию: сократила налоги, запустила приватизацию и упростила доступ для иностранных инвесторов. Для российских компаний это перспективный рынок с почти 38-миллионным преимущественно молодым населением.

Крадущийся тигр
на шелковом пути:
как развивается
торговля
с Узбекистаном

Среднеазиатский тигр, растущий на 6% в год, — так сегодня называют Узбекистан. Страна, долго остававшаяся «закрытой», с 2016 года взяла курс на либерализацию: сократила налоги, запустила приватизацию и упростила доступ для иностранных инвесторов. Для российских компаний это перспективный рынок с почти 38-миллионным преимущественно молодым населением.

Страна:

Республика Узбекистан

Валюта:

узбекский сум (UZS)

Официальный язык:

узбекский

Климат:

резко континентальный, с жарким летом (+40 °C) и мягкой зимой, что способствует развитию сельского хозяйства, особенно выращиванию хлопка, фруктов и овощей

Население:

37,8 млн человек

Географическое положение:

Узбекистан расположен в Центральной Азии, площадь страны составляет 448,9 тыс. кв. км. Протяженность территории с запада на восток — более 1,42 тыс. км, с севера на юг — 930 км. На севере и северо-востоке республика граничит с Казахстаном (протяженность границы — 2,2 тыс. км), на востоке и юго-востоке — с Киргизией (чуть более 1 тыс. км) и Таджикистаном (1,16 тыс. км), на западе — с Туркменией (1,6 тыс. км.), на юге — с Афганистаном (137 км).

Административно-территориально Узбекистан включает 12 областей, город центрального подчинения и столицу республики Ташкент и одну автономную республику Каракалпакстан (столица — город Нукус).

Крупнейшие города:

Ташкент (столица, население около 3 млн человек), Наманган (713,5 тыс.) Самарканд (595,8 тыс.)

Текущее состояние российско-узбекских экономических отношений

Товарооборот России и Узбекистана за последние шесть лет вырос почти в два раза и по итогам 2024 года превысил $10 млрд, сообщал ранее Торговый представитель России в Республике Узбекистан Константин Злыгосте в рамках совместного проекта Российского экспортного центра (РЭЦ, Группа ВЭБ.РФ) с Минпромторгом России «Интервью с Торгпредом». Больше информации о стране доступно в «Базе знаний экспортера».

Лидеры двух стран видят в возможностях взаимного сотрудничества большой потенциал: по поручению глав государств в 2024 году была подготовлена «дорожная карта» по наращиванию объема взаимной торговли до $30 млрд к 2030 году. Российский экспорт в Узбекистан к этому времени должен увеличиться в 2,7 раза, до $18,2 млрд, узбекский экспорт в Россию — в 3,6 раза, до $11,8 млрд, следует из данных двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Доля России в объеме внешнеторгового оборота Узбекистана, по данным за январь—декабрь 2024 года, достигла 17,6% — это второе место после Китая (18,9%) из 198 торговых партнеров республики, по данным Комитета статистики при президенте Узбекистана. В экспорте республики при этом Россия лидирует с долей 13,7%, а в закупках плодоовощной продукции на нее приходится 40%. В объемах импорта Узбекистана доля России достигает 20,4% (для сравнения: у КНР 26,8%). Наша страна является основным поставщиком в республику промышленных товаров (35,2%), в том числе чугуна, стали, изделий из металлов.

Взаимной торговле способствуют общая экономическая территория с единой таможенной системой Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где Узбекистан имеет статус наблюдателя. Это обеспечивает свободу перемещения товаров и услуг, передвижения трудовых ресурсов и движения капитала. Кроме того, западное санкционное давление хоть и осложняет финансовые расчеты и создает препятствия для импорта товаров из России, в целом делает Центральную Азию и Узбекистан в частности альтернативной транзитной территорией на евразийском пространстве.

Многие игроки пересмотрели цепочки поставок в пользу Узбекистана, отмечают в Российском экспортном центре (РЭЦ).

Республика сохраняет нейтралитет и предлагает:

нулевые пошлины на экспорт и импорт с Россией в соответствии с соглашением о зоне свободной торговли СНГ;

доступную рабочую силу (средняя зарплата — $400);

лояльную к российским брендам аудиторию: 50% населения говорит на русском.

В Узбекистане уже работает более 3 тыс. компаний с российским участием или 22% от общего числа действующих компаний с иностранным участием. В их числе, например, ПАО «АвтоВАЗ» (сборочный завод в Джизаке), «Яндекс» (IT-хаб в Ташкенте).

Потенциал для развития торгово-экономического сотрудничества в торгпредстве видят в сфере энергетики, химической и горно-металлургической промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, высоких технологий. Один из инструментов наращивания торговых отношений — развитие межрегионального сотрудничества: более 70 субъектов России осуществляют взаимодействие с узбекскими регионами.

Что Россия экспортирует в Узбекистан

  1. Черные металлы и изделия из них
  2. Древесина и продукция деревообработки
  3. Электротехника
  4. Механическое оборудование и техника
  5. Пластмассы и изделия из них

Что Россия импортирует из Узбекистана

  1. Трикотажная одежда
  2. Пряжа и ткани хлопчатобумажные
  3. Готовые текстильные изделия
  4. Фрукты и овощи
  5. Медь, цинк
  6. Продукты неорганической химии
  7. Электроника и электротехника
Источник: Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ).

Интересные факты о стране


Часть Шелкового пути

Через Узбекистан проходил Великий шелковый путь — древний торговый маршрут, который вел из Восточной Азии на территорию современной Европы. Часть пути шла по территории современного Узбекистана, через столичный Ташкент, а также через Самарканд, Бухару, Хиву и другие города. Там сохранилось немало древних зданий, храмов, крепостных стен.

Современное сотрудничество между Узбекистаном и Китаем в рамках реализации проекта «Один пояс — один путь», в частности строительство железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» (началось в декабре 2024 года), должно стать ренессансом этих древних путей, адаптированных к современным технологическим и экономическим реалиям.


Дорога к морю

Узбекистан — одна из двух стран в мире (вторая — Лихтенштейн), которая не только не имеет выхода к морю, но и граничит только с государствами, также не имеющими выхода к морю. Чтобы добраться до побережья, нужно пересечь как минимум две другие страны. Кроме того, на северо-западе страны раскинулась обширная пустыня Кызылкум с песчаными дюнами и уникальной пустынной экосистемой.

В 2024 году 90,8% грузоперевозок в Узбекистане осуществлялось автомобильным транспортом, еще 4,9% — железнодорожным. Аналитики отмечают, что проектирование и запуск с участием России новых транспортно-логистических маршрутов и энергетических коридоров способны решить проблемы транспортной замкнутости региона и компенсировать отсутствие прямого выхода стран Центральной Азии к морским портам.


Золотая жила

В Узбекистане расположен крупнейший в мире открытый золотой рудник — Мурунтау. Это одно из самых больших месторождений золота на планете, страна входит в десятку крупнейших производителей золота, по данным World Gold Council за 2023 год. Доля этого драгметалла в совокупном экспорте по итогам 2024 года составила 37,1%, по итогам первых пяти месяцев 2025 года — 43,8%, по данным национального Комитета по статистике Узбекистана.


Лимонный бум

В 2025 году, с января по июнь, Узбекистан, по данным национального Комитета по статистике, заработал $3 млн на экспорте лимонов. В этот период республика поставила на внешний рынок 1,9 тыс. т лимонов — на 7,1% больше, чем годом ранее. Причем главным импортером этих фруктов стала Россия — 57% от всего объема зарубежных поставок лимонов.

Примечательно, что в апреле 2025 года на фоне лимонного кризиса в России, когда из-за ограничений поставки турецких лимонов из-за неурожая цена на фрукт резко возросла, кабмин Узбекистана утвердил программу мер поддержки лимонной отрасли в республике, а также прогнозные показатели производства и экспорта этих цитрусовых в 2025‒2026 годах. В будущем году урожай лимонов в стране планируется увеличить до 72,5 тыс. т (+8,3% по сравнению с планами на 2025 год), их экспорт — до 5,55 тыс. т (+15%).


Волшебный восток

Узбекистан — прямой наследник ряда исторических цивилизаций. Например, в Ташкенте хранится древнейшая рукопись Корана Усмана, или Корана Османа (Самаркандский куфический Коран), которая датируется началом VIII века. Книга находится в библиотеке мусульманского религиозного учреждения — медресе Муйи Муборак.

Богатое историческое, культурное наследие, развитые народные ремесла, а также разнообразная природа республики делают ее привлекательной для туризма и развития тревел-бизнеса. По данным Ассоциации туроператоров России, в первом квартале 2025 года спрос на туристические поездки в Узбекистан у российских туристов вырос в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Экономика и сектор
международной торговли

По оценкам Всемирного банка (ВБ), по итогам прошлого года Узбекистан вошел в топ-3 самых быстрорастущих экономик Европы и Центральной Азии. ВВП республики в 2024 году достиг $115 млрд, по данным ВБ. Рост реального ВВП в прошлом году увеличился до 6,5% по сравнению с 6,3% в 2023 году. Темпы реального частного потребления ускорились на 7,5% (против 7%) благодаря повышению на 8,1% год к году доходов населения и росту притока денежных переводов на 30%. Уровень бедности снизился до 10,9% с 13,4% в 2023 году. Основными факторами снижения стали высокий рост заработной платы, увеличение занятости и рост доходов домохозяйств от сельского хозяйства и бизнеса, отмечают аналитики ВБ. Госинвестиции и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выросли на 27,6%, причем доля ПИИ составила 30,5% от общего объема вложений, отмечают аналитики ВБ.

Узбекистан — третья по
объему ВВП экономика
среди стран Содружества
независимых государств (СНГ) после России ($2,16
трлн) и Казахстана ($288,112
млрд), по данным отчета
Межгосударственного статистического комитета
СНГ.

В Центральной Азии Узбекистан — вторая экономика после Казахстана и самая густонаселенная страна региона, говорится в исследовании рейтингового агентства АКРА «Между Востоком и Западом».

Положительный вклад в прирост ВВП страны в 2024 году внесли отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйства, промышленности, строительства и сферы услуг, по данным Агентства статистики при президенте Республики Узбекистан.

Сфера услуг росла (+ 7,7%) за счет информации и связи (+24,7%), торговли (+11,5%), расходов на проживание и питание (+10,7%). В промышленности (+ 6,8%) драйверами стали обрабатывающие производства (+7,7%), горнодобывающие отрасли (+1,9%) и электро- и газоснабжение (+5,4%).

Структура ВВП по видам экономической деятельности (данные в %)

Источник: Агентство статистики при президенте Республики Узбекистан.
Источник: Агентство статистики при президенте Республики Узбекистан.

Национальная экономика демонстрирует устойчивые темпы роста с 2017 года, когда экономическая политика Узбекистана претерпела заметные изменения, отмечают аналитики АКРА: «Страна открылась для внешних инвестиций, стали активно привлекаться средства международных финансовых организаций с целью удовлетворения накопленного инвестиционного голода, произошла валютная либерализация, был обновлен Налоговый кодекс, начала формироваться тенденция снижения участия государства в экономике».

Приоритетом стало импортозамещение необходимых продуктов потребления — увеличение посевных площадей под пшеницу, повышение объемов добычи нефти и газа и создание мощностей по их переработке, формирование автомобильной промышленности.

Так, совместный с южнокорейской Daewoo Motors узбекский автобренд Uz-Daewoo был создан еще в 1992 году в рамках проекта «УзДЭУавто». Первый автомобиль был собран в 1996 году. Вначале производство использовало импортные комплектующие, затем оно было локализовано, что снизило стоимость машин. Однако в конце 1990-х Daewoo столкнулась с финансовыми трудностями из-за азиатского кризиса 1998 года и в 2002 году была продана американской General Motors (GM). В 2007 году появилось новое совместное предприятие — GM Uzbekistan, а в 2008 году GM и Узбекистан заключили соглашение о стратегическом партнерстве. В 2015 году бренд Uz-Daewoo был заменен на Ravon.

В результате начавшихся в 2017 году реформ стала меняться структура экономики: доля промышленности выросла с 16% в 2016 году до 26,4% в 2024-м, доля сельского хозяйства снизилась с 29 до 19,2%, по данным Агентства статистики при президенте Республики. Отмечается высокий уровень инвестиций: в 2024 году их доля достигла 33% ВВП против 21,7% в 2016 году. При этом экономический рост пока не позволяет полноценно задействовать рабочую силу — безработица остается на уровне около 6%, а почти каждый пятый рабочий едет за рубеж с целью трудоустройства, констатируют в АКРА.

Еще в 2021 году аналитики Совкомбанка назвали Узбекистан «азиатским тигром» третьей волны. Этот термин относится к быстро развивающимся экономикам стран Восточной Азии. К «азиатским тиграм» первой волны (1960-х годов) относят Южную Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Вторая волна включала Индонезию, Малайзию, Филиппины, Таиланд и Вьетнам (в конце 1990-х).

По прогнозу Евразийского банка развития (ЕАБР), в 2025 году рост экономики Узбекистана продолжится высокими темпами — на уровне 6,5% ВВП. Такие тенденции будут сохраняться по меньшей мере до конца 2027 года, чему способствуют увеличение доходов населения и активная инвестиционная политика. Вклад инвестиций в прирост ВВП в ближайшие два года, по оценкам аналитиков банка, составит 2–3 процентных пункта (п.п.) ежегодно, в том числе за счет реализации масштабных государственных проектов в сферах энергетики, водоснабжения и транспортной инфраструктуры, а также прямых иностранных инвестиций в горнодобывающий сектор и обрабатывающую промышленность.

Согласно утвержденной в 2023 году президентом страны Шавкатом Мирзиёевым стратегии развития «Узбекистан-2030», к 2030 году объем экономики должен увеличиться до $160 млрд, а уровень ВВП на душу населения достичь $4 тыс., в 2024 году этот показатель составил чуть более $3 тыс. В число приоритетных задач входят развитие транспорта, предпринимательства, сельского хозяйства и энергетики, а также повышение уровня урбанизации.

Примечательно, что уже сейчас в экономике республики велика роль малого бизнеса: в целом вклад сектора в экономику достигает 54,3%. Доля малого предпринимательства в сельском, лесном и рыбном хозяйстве достигает 95,8 %, в строительстве — 78,4%, в сфере услуг — 49,8% и промышленности — 25,9%, по данным Агентства статистики при президенте Республики Узбекистан.

Импорт Узбекистана преобладает над экспортом. В 2024 году общий объем внешнеторгового оборота увеличился на 3,8% по сравнению с 2023 годом, до $65,9 млрд, по данным национального Комитета по статистике: экспорт увеличился на 8,4% до $26,95 млрд, импорт — на 0,8% до $38,99 млрд.

Структура экспорта Республики Узбекистан (данные в %)

В экспорте услуг преобладают туристические поездки (48,8%), транспортные услуги (35,7%), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (8,6%) и прочие деловые услуги (3,5%). Благодаря проведенным реформам в данных отраслях в 2025 году ожидается увеличение объемов предоставления услуг нерезидентам, прогнозируют аналитики Центробанка республики.

Высокая инвестиционная активность и внутренний потребительский спрос в 2025 году будут стимулировать импорт: в этом году общий его объем должен увеличиться на 8–10% по сравнению с предыдущим годом.

Россия занимает первое место для Узбекистана в списке поставщиков и второе — среди покупателей у республики товаров и услуг: в 2024 году российский экспорт в страну превысил $7 млрд, импорт — $3 млрд, по данным РЭЦ. Практически весь объем поставок России в Узбекистан представляет собой несырьевой неэнергетический экспорт, отмечают в экспортном институте развития.

По оценке РЭЦ, к наиболее перспективным нишам для российских экспортеров на узбекском рынке относятся:

Стальной прокат

Трубы из черных металлов

Полимеры

Кондитерские изделия

Древесные плиты

Алюминий и его сплавы

Лекарства

Лакокрасочная продукция

Графическая бумага и картон

Кабельная продукция

Россия и Узбекистан:
история сотрудничества

Общее историческое прошлое влияет на взаимоотношения России и Узбекистана.

До завоевания среднеазиатских ханств Российской империей русские купцы на протяжении нескольких сотен лет торговали с народами Средней Азии, где спросом пользовалось российское сукно, железо, медь, мех, кожа и другие товары. Активно торговые отношения с регионом развивались в XVI веке, после присоединения к Русскому государству Казанского и Астраханского ханств, а затем и Сибири, что сократило расстояние до среднеазиатских городов.

Попытки установить дипломатические отношения с государственными образованиями региона предпринимались в XVII веке: так, например, в 1620 году в Бухару (Бухарское ханство — узбекское государство, существовавшее с 1500 до 1785 года) отправлено первое русское посольство во главе с Иваном Хохловым. Правда, судя по историческим описаниям, экспедиция была крайне опасной и лишь расширила сведения о разрозненности управления территорией тогдашней Средней Азии и недоговороспособности местных ханов и кочевников.

В XVIII веке сложившиеся в Средней Азии три основных гособъединения — Хивинское и Кокандское ханства и Бухарский эмират — продолжали враждовать между собой за господство в регионе. Есть свидетельства, что в 1700 году хивинский хан Шах-Нияз, а позднее и его преемник просили у Петра I подданства России. Просьбы были удовлетворены, но дальше переговоров дело не пошло из-за междоусобных войн. Бухарский хан, в свою очередь, добивался расширения свободной торговли с Россией. У царского правительства России с развитием металлургической промышленности рос интерес к рудным богатствам Средней Азии.

Необходимость в стабильных поставках хлопка и контроле торговли в регионе, борьба с работорговлей, а также растущее британское влияние в Центральной Азии (колонизация Индии) в XIX веке усилили заинтересованность Российской империи в Центральной Азии, и к 1876 году все три ханства (то есть весь современный Узбекистан) были включены в состав империи.

За время в составе Советского Союза в Узбекистане как и в макрорегионе в целом была построена значительная часть ныне существующей транспортной и энергораспределительной инфраструктуры центральноазиатских республик, отмечают аналитики Российского совета по международным делам (РСМД). Даже ширина колеи на территории постсоветских республик отличается от международных стандартов, что автоматически делает Россию первостепенным партнером Средней Азии в области развития транспортного сообщения.

После распада союза Россия признала независимый Узбекистан (в марте 1992 год) и официально установила дипломатические отношения с республикой. В том же году было подписано Межгосударственное соглашение о торгово-экономические отношениях России и Узбекистана. Однако с середины 1990-х и до начала 2000-х республика проводила политику дистанцирования.

На протяжении последних 20 лет отмечается взаимная заинтересованность сторон в выстраивании конструктивных отношений. Так, в 2004 году, например, был подписан Договор о стратегическом партнерстве, а в 2005-м — Договор о союзнических отношениях, которые зафиксировали базовые принципы партнерства в военно-политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и гуманитарной сферах.

Сегодня правовую базу взаимодействия двух стран обеспечивают более 300 договоров и соглашений. Страны являются членами Содружества Независимых Государств (СНГ), взаимодействуют в формате Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В декабре 2020 года Узбекистан стал наблюдателем при ЕАЭС, в который входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Сообщалось ранее о планах республики стать полноправным членом ЕАЭС в 2027‒2028 годах. В 2025 году Узбекистан стал партнером БРИКС.

Современная политика Узбекистана во главе с Шавкатом Мирзиёевым характеризуется либерализацией экономики, что привлекло в страну международных инвесторов и способствовало притоку капитала. Активизировались торговые и дипломатические отношения с Европейским союзом, США, Китаем, Россией и соседними странами Центральной Азии.

При этом, например,
на фоне геополитического
противостояния России со
странами НАТО усилилось
и давление западных партнеров Узбекистана
на присоединение страны
к антироссийским санкциям.

Страны Запада, в частности, контролируют международные финансовые организации, что дает возможность в определенной мере влиять на политику Узбекистана, заявляли ранее в республиканском Центре исследовательских инициатив «Ma’no». Основные кредиторы Узбекистана — Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития.

При этом торгово-экономические связи с Западом не сопоставимы с уровнем взаимодействия с Россией, Китаем и Казахстаном, отмечают аналитики. Кроме того, глава Узбекистана и президент России продолжают регулярно встречаться как в рамках международного сотрудничества, так и, например, празднования 9 Мая.

Россия остается и одним из ключевых инвесторов в экономику Узбекистана: доля российских инвестиций и кредитов в январе—марте 2025 года составила 10% от общих зарубежных вложений в республику (против 13,8% годом ранее), по данным национального Комитета по статистике. Это второй показатель среди стран-инвесторов после Китая (33%). Объем российских инвестиций в Узбекистане в январе—марте составил $660 млн.

На 1 июля 2025 года общий накопленный объем вложений российского бизнеса в экономику Узбекистана превысил $15 млрд, а суммарный портфель совместных проектов достиг порядка $60 млрд, ссылаются узбекистанские СМИ на официальную статистику.

Совместные с узбекской стороной проекты реализуют, в частности, ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Росатом», а также компании из сферы ретейла, IT и агросектора.

ЛУКОЙЛ разрабатывает газовые месторождения Узбекистана с 2004 года: срок действия соглашения с «Узбекнефтегазом» по реализации проекта «Кандым-Хаузак-Шады» продлен до 2046 года. В 2018 году в Бухарской области запущен Кандымский газоперерабатывающий комплекс мощностью 8 млрд куб. м в год с инвестициями РФ $3,4 млрд. Компания также работает на проекте «Гиссар» в Кашкадарьинской области до 2043 года. Совокупные инвестиции ЛУКОЙЛа в Узбекистане составляют $8 млрд, планируется вложить еще $12 млрд. В 2021 году президентом Узбекистана и главой компании подписано соглашение о расширении сотрудничества.

«Газпром» совместно с «Узбекнефтегазом» разрабатывает месторождения в Устюртском регионе Узбекистана, включая Шахпахты по соглашению о разделе продукции (СРП). В 2018 году подписано соглашение о СРП для месторождения Джел с планируемым вводом в 2026 году. В 2017 году на ПМЭФ подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве. В 2023 году заключен контракт и начались поставки 9 млн куб. м газа в сутки (2,8 млрд куб. м в год) в Узбекистан через Казахстан.

В 2024 году правительство Узбекистана заявляло о планах модернизации газовой системы и увеличении импорта газа из России в 3,5 раза, с 9 млн до 32 млн куб. м в сутки.

Как сообщил на Петербургском международном экономическом форуме в 2025 году заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, идет обсуждение конкретных экономических параметров строительства «Росатомом» в Узбекистане АЭС: это будут два крупных энергоблока по 1000 МВт и два малых блока по 55 МВт. Ранее, в 2024 году, «Узатом» и «Росатом» подписали контракт на строительство в Джизакской области Узбекистана малой АЭС. Это первый экспортный проект «Росатома» малой мощности. Ввести АЭС в эксплуатацию планируется поэтапно в 2029‒2033 годах.

В 2023 году пресс-служба торгового представительства РФ в Узбекистане сообщала о планах российского производителя удобрений «ХимАгро» открыть в республике свое предприятие.

Устойчивый рост российско-узбекистанского инвестиционного сотрудничества подкреплен взаимными экономическими интересами и политическим диалогом, отмечают в РЭЦ. Причем партнерские отношения охватывают различные сферы — от экономики и энергетики до образования и культуры. А перспективы связаны с углублением интеграции в энергетике, транспорте и цифровой сфере, что способствует укреплению позиций обеих стран в регионе и на глобальных рынках.

Перспективными направлениями инвестиционного сотрудничества, по данным РЭЦ, также являются:

расширение сотрудничества в атомной энергетике и в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ, солнечные и ветровые электростанции);

совместная работа над развитием транспортных коридоров;

модернизации аэропортов и автодорог;

участие российских IT-гигантов в сферах «электронного правительства», телекоммуникаций и кибербезопасности республики;

совместные проекты по переработке сельхозпродукции и созданию логистических центров для экспорта в РФ и ЕАЭС.

Условия и порог входа для
российских экспортеров

Узбекистан, как и многие другие страны, контролирует импорт товаров. Это делается для защиты своих производителей и стимулирования местной промышленности. Правительство Узбекистана применяет комплекс мер, включая тарифное и нетарифное регулирование, для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

На цифровой платформе «Мой экспорт» уже больше года успешно работает сервис «Барьеры и требования рынков», который помогает российским компаниям определить условия доступа и требования зарубежных стран к их продукции.

В рамках сервиса «Барьеры и требования рынков» можно получить следующую информацию:

обзоры нормативных актов и сами документы более чем 100 стран;

ставки ввозных таможенных пошлин в более чем 170 странах мира;

данные о сертификации, маркировке, санитарных нормах и других требованиях;

актуальные санкционные ограничения на российскую продукцию;

информацию о мерах торговой защиты в виде антидемпинговых, компенсационных и защитных пошлин.

Еще один онлайн-сервис — «Экспортные ниши» предоставляет компаниям ценную информацию о перспективных зарубежных рынках для их продукции, включая прогнозируемые объемы прироста поставок в ближайшие годы как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Каждая экспортная ниша содержит детализированные данные о товарах, входящих в нее, а также о ключевых игроках на соответствующих рынках и долях их поставок. На основе этих данных формируется общий потенциал роста экспорта товаров промышленности и агропромышленного комплекса в краткосрочной перспективе, а также оценивается возможный рост поставок российской несырьевой продукции в различные страны мира.

Кто освобождается от уплаты таможенных пошлин

Ставки таможенных пошлин в Узбекистане установлены постановлением президента от 29 июня 2018 года № ПП-3818 и зависят от типа товара, достигая 70% его стоимости. Например, ввоз подержанных автомобилей облагается высокими пошлинами для поддержки местных производителей. Ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран с режимом наибольшего благоприятствования (РНБ), установленным с 47 государствами. Для товаров из других стран пошлина удваивается.

Для отдельных товаров, драгоценных камней и ювелирных изделий, например, предусмотрены временные льготы: нулевая ставка на драгоценные камни до 2026 года и 10-процентная на отдельные виды ювелирных изделий до 2027 года. Это стимулирует развитие отрасли и привлекает инвестиции.

При этом между Узбекистаном и Россией, а также другими странами СНГ действует Соглашение о зоне свободной торговли, по которому товары российского происхождения не облагаются пошлинами. Для подтверждения нулевой ставки требуется сертификат о происхождении товара формы СТ-1.

При этом Узбекистан не присоединился к протоколу о регулировании государственных закупок в рамках ЗСТ СНГ. Закон «О государственных закупках» предусматривает льготы для отечественных производителей, включая ценовые преференции до 20% на определенные категории товаров. С июля 2026 года такие преференции будут отменены для корпоративных заказчиков. С 2025 года действует временный запрет на участие 529 иностранных товаров в закупках, включая продовольствие, стройматериалы, электротехнику и транспортные средства.

Какие налоги и сборы нужно платить при импорте

Товары и услуги при импорте в Узбекистан облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке 12%. Технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Узбекистане, освобождается от НДС (по утвержденному перечню).

Также от налога временно освобождаются:

товары и услуги для инфраструктурных проектов, реализуемых бюджетными организациями, компаниями с госучастием ( с долей 50% и более) или финансируемых за счет госдолга (до 1 января 2028 года);

драгоценные камни для ювелирных изделий (с 1 января 2024 года до 1 января 2027 года);

протезные изделия и комплектующие (до 1 января 2027 года).

Акцизы распространяются на алкогольные и табачные изделия, сахар, полиэтиленовые гранулы, напитки с подсластителями и тонизирующие напитки.

Ставки на импортные алкоголь и табак выше местных. С 2025 года акциз на импортные сигареты превышает местный на 10%, а с 1 июля он унифицируется до 340 тыс. сум за 1 тыс. штук.

Ставки на импортные алкоголь и табак выше местных. С 2025 года акциз на импортные сигареты превышает местный на 10%, а с 1 июля он унифицируется до 340 тыс. сум за 1 тыс. штук.

Акцизы на алкоголь снижены: на водку и коньяк — до 76 тыс. сум за 1 литр, на вино — до 14 тыс. сум для натуральных вин и до 20 тыс. сум для прочих вин, на пиво — до 6 тыс. сум за литр.

Кроме того, с 2020 года действует утилизационный сбор на транспортные средства, а с июля 2024 года — на новые, восстановленные и бывшие в употреблении шины.

Ограничения и запреты для импорта

В Узбекистане запрещены: лазерные излучатели, взрывчатые вещества, дроны, порнография, материалы, подрывающие государственные устои, а также пропаганда войны, терроризма, насилия, расизма, антисемитизма и фашизма.

Также запрещены к ввозу: этиловый спирт, игровые автоматы, транспортные средства без «Евро-4», лампы накаливания свыше 40 Вт.

Лицензирование требуется для ввоза вооруженной техники, радиоактивных материалов, драгоценных металлов и изделий из них.

С февраля 2024 года в Узбекистане действует утвержденный перечень электротехнической продукции, при импорте которой требуется наличие полномочных представителей или официальных дилеров производителя, обеспечивающих ее качество, безопасность и сервисные гарантии.

Требования к маркировке товаров

В Узбекистане с 2021 года действует обязательная маркировка товаров на узбекском языке, включая мясо-молочную продукцию, фрукты, орехи, масло, сахар, кондитерские изделия, соль, напитки, сигареты, средства гигиены, моющие средства, инсектициды, резиновые изделия, посуду, технику, игрушки и другие товары. С 2024 года маркировку могут наносить не только производители, но и изготовители, уполномоченные лица и импортеры.

Также с 2021 года внедрена цифровая маркировка и система Asl belgisi для отслеживания продукции. Маркировке подлежат сигареты, алкогольная продукция, бытовая техника, лекарства, медицинские изделия, вода и другие товары. Импорт без указания агрегированного кода запрещен, а маркировка алкогольной и табачной продукции должна производиться на таможенном складе.

Как устроена система сертификации и техрегулирования

Система технического регулирования Узбекистана, интегрированная с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), основывается на техрегламентах UzTR и стандартах O‘zDSt. Технические регламенты разрабатываются государственными органами, при этом общие регламенты утверждаются кабинетом министров, а специальные — агентством «Узстандарт».

Согласно постановлению кабмина № 43 от 30 января 2021 года «Об утверждении перечней объектов оценки соответствия, подлежащих подтверждению в Республике Узбекистан», 109 групп продукции подлежат обязательной сертификации или декларированию, а 22 группы пищевой продукции требуют получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Участие Узбекистана в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) СНГ и применение стандартов ГОСТ значительно упрощают доступ российских компаний на узбекский рынок.

Для удобства экспортеров РЭЦ разработан «Справочник. Требования по оценке соответствия продукции».

С помощью сервиса можно получить следующую информацию/сведения:

обязательные/добровольные требования, применимые в России и в стране экспорта;

ветеринарные/фитосанитарные требования (если применимы);

дополнительные требования (если применимы);

документы, регламентирующие обязательство подтверждения соответствия продукции;

требования к маркировке, этикетке, упаковке;

органы по оценке соответствия продукции и лаборатории, уполномоченные на проведение соответствующих работ.

Как осуществляется валютный контроль

Валютные операции на территории республики регулируются законом «О валютном регулировании». В Узбекистане введена свободная конвертация национальной валюты: международные операции, покупка и продажа иностранной валюты осуществляются без ограничений.


Органы валютного регулирования и контроля:

Центральный банк Республики Узбекистан;

Счетная палата;

Министерство финансов;

Государственный налоговый комитет;

Государственный таможенный комитет.


Права нерезидентов:

переводы по текущим международным операциям между счетами за рубежом и в Узбекистане;

переводы неторгового характера между физическими лицами-нерезидентами;

валютные операции с ценными бумагами.


Ограничения центрального банка

для противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;

в случаях угрозы устойчивости платежного баланса, с учетом обязательств перед МВФ.

Преимущества специальных экономических зон

В Узбекистане создаются свободные экономические зоны (СЭЗ) для регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Основой для их создания является закон «О специальных экономических зонах».

В зависимости от назначения есть несколько типов СЭЗ:

Свободная экономическая зона — для создания новых производств, развития высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, инфраструктуры и логистики.

Научно-технологическая зона — для развития инноваций, научных организаций, технопарков и венчурных фондов.

Туристско-рекреационная зона — для создания объектов туристской инфраструктуры, включая гостиницы и развлекательные объекты.

Зона свободной торговли — для консигнационных складов, таможенных и налоговых льгот, обработки и хранения товаров в приграничных зонах.

Особая промышленная зона — с особым режимом управления и инфраструктуры для сервисных и производственных зон.

Всего в стране 25 СЭЗ, в том числе промышленные (18), фармацевтические (6) и агропромышленная (1).

Регистрация в СЭЗ позволяет резидентам воспользоваться налоговыми, таможенными и другими видами льгот сроком от трех до десяти лет в зависимости от объема внесенных инвестиций (от $300 тыс.).

В частности, участники СЭЗ освобождаются от уплаты:

земельного налога;

налога на прибыль организаций;

налога на имущество юридических лиц;

налога на благоустройство;

единого налогового платежа;

отчислений в дорожные и образовательные фонды;

таможенных пошлины на оборудование, сырье, материалы, комплектующие и строительные материалы, за исключением сборов за оформление.

Также резиденты СЭЗ имеют право на отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) при импорте товаров до 120 дней, что позволяет оптимизировать налоговые издержки и повысить финансовую устойчивость проектов.

Следует отметить, что таможенный режим не распространяется на транзит товаров, что позволяет участникам СЭЗ эффективно использовать транзитный потенциал зоны для развития международной торговли.

Узбекистан сужает льготы при вступлении в ВТО. С 2025 года налоговые льготы СЭЗ доступны только экспортерам. Льготы для резидентов, получивших их до изменений, сохранятся (законы в Узбекистане не имеют обратной силы).

Налогообложение в Узбекистане

Вид налога

Налог на прибыль
Налог на добавленную стоимость
Налог с оборота
Земельный налог за земли
несельскохозяйственного назначения
Земельный налог за земли
сельскохозяйственного назначения
Налог на имущество юридических лиц
Налог на пользование водными
ресурсами
Социальный налог
Налог на доходы физических лиц
Акцизный налог
Специальный рентный налог
на добычу полезных ископаемых

Ставка налога, %

15 (базовая)
12 (базовая)
4 (базовая)
Ставка зависит
от месторасположения
0,95% к нормальтивной стоимости
сельскохозяйственных угодий
1,5%
Ставка зависит от вида
деятельности
12 (базовая ставка)
5‒12 — для резидентов
6‒12 — для нерезидентов
Размер ставки зависит
от категории товара
от 25%
* Тарифная сетка налогов на 2024 год.

Примечание*

Ставка зависит от вида
деятельности
(0‒20%)
Ставка зависит от вида
деятельности
(0‒12%)
Ставка зависит от вида
деятельности
(0‒25%)
В отношении объектов
незавершенного в нормативный срок
строительства налоговая ставка
устанавливается в размере 3%.
Налоговая ставка устанавливается
в размере 0,6% в отношении:

1) железнодорожных путей общего
пользования, а также магистральных
трубопроводов, линий связи
и электропередач и пр.;

2) недвижимого имущества и объектов
незавершенного строительства,
по которым принято решение
кабинета министров Республики
Узбекистан об их консервации.
Ставка зависит от категории
налогоплательщика (4,7‒25%)
Доходы резидента облагаются
по ставке 12%. Доходы в виде
дивидендов и процентов —
по ставке 5%.
Дивиденды и проценты нерезидента
облагаются налогом по ставке 10%.
Доходы от предоставления
транспортных услуг
при международных перевозках —
по ставке 6%.

Доходы, полученные по трудовым
договорам (контрактам) и договорам
гражданско-правового характера,
другие доходы — по ставке 12%.
Введен Законом Республики
Узбекистан от 29.12.2021 № ЗРУ-741.
Источник: Налоговый кодекс Республики Узбекистан.

Формы ведения бизнеса в Узбекистане

Основные организационно-правовые формы

1. Общество с ограниченной
ответственностью
 (ООО)
2. Частное предприятие (ЧП), организационно-правовая форма, управляемая одним собственником
3. Акционерное общество
4. Семейное предприятие (СП), управление которым осуществляется лицами, имеющими родственные связи


Кол-во субъектов (участников)

От 1 до 50 физических
или юридических лиц
Одно физическое лицо
Минимальный состав учредителей
открытого акционерного общества
не ограничен, закрытого
акционерного общества — 3 лица.
Максимальный состав в закрытом
акционерном обществе — не более 50
От двух лиц, обязательное
наличие родственных связей


Размер уставного фонда*

Не лимитирован
Не лимитирован
Не менее суммы, эквивалентной
$400 тыс. по курсу Центрального банка
Республики Узбекистан на дату государственной регистрации
Не лимитирован
Источник: РЭЦ.

В Российском агентстве по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР (входит в Группу РЭЦ) при этом отмечают, что, хотя ведение бухгалтерского учета приближено к российским стандартам, в промежуточной отчетности и в отчете о финансовых результатах имеются особенности в отображении данных за предыдущий период: это могут быть, как данные за полный год, так и данные за аналогичный период предыдущего года или за предшествующий квартал.

Товарные знаки

Иностранцы могут подавать заявку на регистрацию только через патентного поверенного, зарегистрированного в АИП. Российские патентные поверенные могут это делать напрямую по соглашению между РФ и Узбекистаном. Заявка может быть на русском или узбекском языке.

Пошлины для иностранцев значительно выше, чем для резидентов Узбекистана. Государственный реестр товарных знаков не в открытом доступе, что усложняет предварительный поиск. Правообладатель теряет исключительное право, если не использует его в течение пяти лет. Товарный знак с истекшим сроком действия нельзя зарегистрировать заново в течение трех лет.

Изобретения

Процедура подачи заявок на изобретения аналогична российской: подача, формальная экспертиза, экспертиза по существу, публикация сведений о заявке на изобретение, регистрация и выдача патента. Размер пошлины — от 170 тыс. руб. Максимальный срок подачи ходатайства на экспертизу — 31 месяц.

В целом, благодаря исторически сложившимся тесным связям между Россией и Узбекистаном в сфере экономического сотрудничества, узбекские партнеры положительно относятся к продукции российского производства. По мнению участников рынка в Узбекистане, продукция из России отличается оптимальным соотношением цены и качества.

При этом в стране постоянно растут требования к технологичности импортируемых товаров, а также уделяется внимание послепродажному обслуживанию. Поэтому при выходе на рынок Узбекистана важно иметь конкурентные преимущества, такие как инновационные характеристики продукта и возможность его технического сопровождения или предоставления услуг по обучению местного персонала.

Как защитить свои интеллектуальные права в Узбекистане

Вопросами интеллектуальной собственности занимается Агентство по интеллектуальной собственности (АИП) при Министерстве юстиции. Российский экспортный центр, в свою очередь, создал «Справочник. Интеллектуальная собственность».

В нем содержится первичная структурированная информация по вопросам правовой охраны объектов в стране/регионе, включающая в себя в том числе:

краткое описание порядка и процедуры регистрации товарных знаков, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;

национальные особенности, если они имеются;

размеры основных пошлин, подлежащих оплате;

ссылки на реестры патентных поверенных, где приведены их специализация, контакты и иные основные сведения, и на формы заявок.

В последнее время крупные заказчики в Узбекистане, особенно государственные, при выборе иностранного поставщика предпочитают либо непосредственно завод-изготовитель, либо его официального дилера, входящего в группу компаний. Кроме того, узбекская сторона уделяет большое внимание проектам, в рамках которых импорт оборудования финансируется за счет иностранного поставщика. Поэтому для российских компаний может быть полезным сотрудничество с российскими финансовыми институтами развития, такими как АО «РЭЦ» и АО «Газпромбанк».

Способы продвижения
российских компаний

Эффективными каналами продвижения продукции на узбекском рынке могут быть:

торги на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже;

регистрация и размещение информации о товаре в узбекских информационных системах (если ресурс допускает к листингу только узбекские юридические лица, необходимо найти партнера с узбекской стороны либо зарегистрировать юридическое лицо в Узбекистане);

договор с местными и международными дилерами и дистрибьюторами;

командирование в Узбекистан собственного представителя на определенный срок, который будет заниматься продвижением компании и продукции, маркетингом, ведением переговоров и пр.;

заключение договора с местным агентом, знакомым со спецификой рынка и законодательством Узбекистана: важно заключить срочный договор на оказание услуг, включить в него положение об испытательном сроке с указанием конкретных задач, по результату выполнения которых можно будет принять решение о дальнейшем сотрудничестве.

В целом для продвижения на рынке республики в РЭЦ рекомендуют:

участие с собственным стендом в отраслевых выставках и выступление на конференциях;

проведение приуроченных к выставкам семинаров и расширенных презентаций для потенциальных заказчиков;

участие в регулярных бизнес-миссиях Торгово-промышленной палаты, центров поддержки экспорта, торгпредств и группы РЭЦ;

организация тестового строительства или монтажа продукции, что позволит использовать этот опыт в переговорах с другими узбекскими компаниями;

рекламирование продукции в профильных каналах в социальных сетях Telegram и Instagram (запрещена в России).

Поддержку российским компаниям в продвижении на рынке Узбекистана их товаров и услуг оказывает представительство РЭЦ в Ташкенте, в том числе с помощью услуги «Поиск покупателя».

В рамках реализации услуги специалисты международной сети РЭЦ определят перспективность продукции клиента на целевом рынке, составят список потенциальных партнеров с контактными данными и подготовят набор рекомендаций по дальнейшей коммуникации клиентов с перспективными партнерами и использованию финансовых и нефинансовых услуг РЭЦ, в том числе для заключения экспортного контракта

Еще один сервис «Поиск покупателя. Сопровождение переговорного процесса» предусматривает уточнение интереса к продукции и точечную рассылку презентационных материалов, а также планирование и организацию переговоров и определение потребности в дополнительных услугах: переводчике, юридической, логистической помощи и сопровождении переговорного процесса.

Российские экспортёры могут принять участие в выставках и бизнес-миссиях на условиях софинансирования. Ознакомиться с календарем событий и подать заявку на участие в них можно на платформе «Мой экспорт» в разделе «Мероприятия».

При участии в коллективном стенде под брендом «Сделано в России» экспортер получает поддержку в части компенсации аренды площади, застройки стенда, доставки выставочных образцов, в поиске и организации деловых встреч с потенциальными партнерами и др. На поддержку могут рассчитывать компании, зарегистрированные в РФ, не имеющие задолженностей по налогам и сборам.

Начинающим экспортерам участие в зарубежных выставочных мероприятиях позволяет получить опыт презентации своих товаров и услуг на международном уровне, наладить контакты с партнерами из других стран. Зарубежные мероприятия познакомят с последними трендами и достижениями в профильной отрасли на мировом рынке, откроют экспортерам новые перспективы развития сети профессиональных контактов.

Эффективные методы 
выхода на местные рынки

Увеличение количества пользователей интернета, повышение интереса потребителей к разнообразным товарам и развитие онлайн-площадок способствуют росту рынка электронной коммерции в Узбекистане.

По данным Statista, объем рынка e-commerce в республике к 2025 году составил $1,38 трлн, а выручка достигла $1,84 млрд. Ожидается, что в ближайшие четыре года среднегодовой темп роста выручки составит около 9% и к 2029 году она увеличится до $2,59 млрд.

Онлайн-шопинг становится все более популярным, особенно среди миллениалов и представителей поколения Z, которые ценят удобство и разнообразие товаров. Средний возраст населения в Узбекистане составляет 29 лет. Доля населения в возрасте 14–30 лет в республике составляет 26,8%, что превышает 9,5 млн человек. Половина населения (50,7%) проживает в городах.

Улучшения в регулировании, такие как упрощение платежных систем, также способствуют росту электронной коммерции.

Активно развивается узбекская платформа Uzum. Количество пользователей ее финтех-сервисов и e-com в 2024 году увеличилось более чем на 60% и достигло 16 млн человек. Чистая прибыль компании выросла на 50% год к году и составила $150 млн.

В 2024 году в Узбекистане свои представительства открыли крупнейшие российские маркетплейсы Yandex, OZON, Wildberries и финский Wolt. В целом на рынке республики сегодня локализовано более десяти мировых платформ электронной коммерции.

С 2025 года все компании, занимающиеся электронной коммерцией, должны регистрироваться в стране независимо от масштаба бизнеса — будь то крупный международный маркетплейс или небольшой интернет-магазин, работающий через собственные сайты. Это требование было установлено постановлением кабинета министров Республики Узбекистан № 885, принятым в декабре 2024 года.

Цифровая трансформация экономики Узбекистана открывает новые возможности для выхода российских компаний на рынок республики через онлайн-каналы. Например, РЭЦ помогает бизнесу размещаться на таких локальных площадках, как Zoodmall, Bulavka, Olcha, Sello, Mediapark, и других. Узбекские витрины крупных отечественных электронных торговых площадок — Ozon и Wildberries — также позволяют размещать и продавать товары при наличии необходимой сертификации.

При выборе товарной группы для экспорта на узбекский маркетплейс эксперты РЭЦ рекомендуют учитывать отраслевую специализацию платформ и принципы их работы, которые могут потребовать дополнительных затрат. В целом структура торговли на электронных торговых площадках республики схожа с отечественной: в фокусе — электроника и бытовая техника, одежда и косметика, продукты питания и товары для дома.

Российский экспортный центр не только предоставляет бесплатные консультации отечественным компаниям, но и помогает найти в стране аккредитованных партнеров с развитой зарубежной инфраструктурой.

На цифровой платформе «Мой экспорт» доступен широкий спектр сервисов, в том числе, упрощающих процесс выбора маркетплейсов, наиболее подходящих под экспортную номенклатуру компании. Благодаря сервису «Маркетплейсы. Размещение в национальных магазинах» предприниматели могут разместить свои товары на онлайн-полках партнеров программы буквально в один клик.

Кроме того, РЭЦ предлагает российским производителям возможность сертификации и продвижения товара под брендом «Сделано в России».

Российский экспортный центр активно реализует масштабные кампании по продвижению российских товаров через национальные магазины «Сделано в России» на зарубежных рынках с 2019 года. На онлайн-полках представлено свыше 3 тыс. товаров от более чем 800 производителей. Особой популярностью у зарубежных покупателей пользуются кондитерские изделия, бакалея, молочные продукты, напитки, косметика, БАДы и товары для детей.

Выход на экспорт через онлайн-канал — это возможность изучить и закрепиться на быстрорастущем рынке, отмечают в РЭЦ.

Выход на экспорт через онлайн-канал — это возможность изучить и закрепиться на быстрорастущем рынке, отмечают в РЭЦ.

Также перспективным форматом сотрудничества является создание совместного российско-узбекского предприятия на территории Узбекистана, считают в РЭЦ.

В последние годы в рамках программ локализации производства и политики импортозамещения узбекская сторона все чаще предлагает организовать совместное предприятие для производства российской продукции. Это позволяет получать льготы по программе локализации, экономить на рабочей силе, газе и электроэнергии, а также выходить на соседние рынки и поставлять готовую продукцию в Россию.

В Узбекистане уже есть успешные примеры таких предприятий. По данным Национального комитета по статистике, Россия лидирует среди стран — партнеров Узбекистана по числу совместных предприятий — 905. Для сравнения: у инвесторов из Китая их 647, у турецких — 484.

Однако этот вид сотрудничества требует тщательного подхода, отмечают в РЭЦ: процесс согласования с различными ведомствами может быть сложным. В экспортном институте развития рекомендуют рассматривать этот вариант только при наличии надежного узбекского партнера, достаточных финансовых ресурсов у обеих сторон и стремления к долгосрочному сотрудничеству.

Найти надежного партнера — тоже не самая простая задача. Практика комплексной проверки деловой репутации узбекских компаний в местных госорганах отсутствует. Впрочем, по ИНН юридического лица или названию компании в Едином государственном регистре предприятий и организаций можно проверить дату регистрации, наименование юридического лица, состояние активности, уставного фонда, ИНН руководителя, информацию об учредителях и их доле в уставном фонде и контактные данные потенциального узбекского партнера.

При этом узбекские банки со своей стороны ужесточают процедуры KYC опасаясь вторичных санкций, что усложняет трансграничные платежи, предупреждают в ЭКСАР.

Национальные бизнес-
обычаи 
и нюансы бизнес-
этики

Для успешного взаимодействия с узбекскими партнерами необходимо глубокое понимание культурных и социальных особенностей страны. Учет иерархии, уважение к старшим и гибкость в переговорном процессе являются ключевыми факторами, способствующими установлению эффективных деловых отношений. Понимание и соблюдение этих аспектов позволит наладить конструктивное сотрудничество, основанное на взаимном уважении и доверии.

В частности, 97% населения страны исповедуют ислам, и религиозные традиции оказывают значительное влияние на культурные, социальные и семейные нормы, формируя устойчивую основу для общественной жизни. Уважение к исламу и культурным ценностям важно, но не требует особых действий. Обсуждение религии неуместно. Государство придерживается принципа светскости, обеспечивая религиозное многообразие и свободу вероисповедания.

В Узбекистане любят принимать гостей и ценят командную работу. Когда люди общаются или едят вместе, есть определенные правила поведения. Для этого есть много старинных обычаев и традиций. Например, невежливым считается отказ от предложенной пиалы чая или лепешки: нужно принять предложение и сделать хотя бы символический глоток или попробовать кусочек.

Деловая культура Узбекистана близка к российской, но есть несколько особенностей:

Жесткая централизация решений: топ-менеджеры часто не берут на себя ответственность за решения, оставляя это руководству.

Иерархичность: основные контакты ведутся не лицом, принимающим решения, что усложняет коммуникацию и удлиняет процесс согласования. Важно установить контакт с руководителем для оперативной связи.

Высокий статус российских бизнесменов при поддержке со стороны правительства или региональных властей повышает привлекательность партнерства.

Деловые контакты в неурочное время: узбекские партнеры могут связываться после окончания рабочего дня и в выходные.

Применение Telegram: этот мессенджер почти полностью заменяет электронную почту.

Слабая реакция на письма: отсутствие ответа не всегда признак неуважения, так как партнеры стараются избегать отрицательных ответов.

Интерес к проектам может внезапно появляться и исчезать из-за частых изменений приоритетов «сверху».

Обычаи ведения бизнеса в Узбекистане подразумевают личное живое общение партнеров, в связи с чем целесообразно принимать активное участие в профильных выставках и ярмарках, проводимых в основном в столице республики, участвовать в бизнес-миссиях, говорят в РЭЦ. Такие площадки регулярно организуются как самим экспортным центром, так и Минпромторгом России, региональными торгово-промышленными палатами и центрами поддержки экспорта.

При наличии интереса со стороны потенциальных узбекских партнеров практикуется проведение семинаров, презентаций, круглых столов и посещение узбекских предприятий. По опыту работы торгпредства, наибольшую эффективность имеют мероприятия, приуроченные к отраслевым профильным выставкам: на период их проведения в Ташкент приезжают руководители, инженеры и специалисты отраслевых компаний, а также дилеры, дистрибьюторы и посредники из разных регионов Узбекистана.

Чтобы избежать ошибок при выходе на рынок республики, эксперты РЭЦ советуют:

не пытаться заключить договор или соглашение по телефону или электронной почте;

внимательно проверять партнеров: не верьте обещаниям на слово;

просчитывать возможные риски, в том числе риск невозврата инвестиций, прибыли или неоплаты поставленного товара;

пользоваться услугами юридического сопровождения договоров и контрактов;

не работать по предоплате или отсрочке платежа с непроверенными поставщиками.

С учетом религиозных, культурных и деловых особенностей можно выделить несколько рекомендаций, как вести переговоры с узбекской стороной:

Русский язык — основной для переговоров. Презентации и документы могут быть на русском, при необходимости по просьбе партнеров часть документов можно перевести на узбекский.

Тематику и участников встречи необходимо согласовать с протокольным отделом заранее.

Следует заранее обсудить подписание итогового документа: протокол, меморандум и т.д. Это поможет ускорить реализацию договоренностей.

Переговоры лучше проводите очно. Видеосвязь — дополнение, общение в мессенджерах — только для мелких вопросов. Встречи лучше чередовать в России и Узбекистане.

Узбекские партнеры часто приглашают на обед или ужин, но основные договоренности лучше достигать вне этих мероприятий.

В команду для переговоров включите руководство, отраслевых специалистов, инженеров, финансистов. Финансовая поддержка важна для узбекской стороны.

Для более подробного погружения в страновую специфику можно ознакомиться с учебным пособием «Узбекистан. Особенности ведения бизнеса». Оно предназначено для экспортеров, которые планируют или уже предпринимают шаги для выхода на рынок Узбекистана. Также консультацию по вопросам аналитики новых рынков, специфики конкретной страны, логистики, выхода на маркетплейсы, по лицензированию и защите интеллектуальной собственности можно получить в рамках сервиса РЭЦ «Вебинары. Онлайн-консультации по вопросам ВЭД».