Стабилизация экономики, замедление инфляции, прогнозируемое смягчение денежно-кредитной политики, а также лояльное отношение к России делают Турцию весьма привлекательным направлением для российского экспорта.
Стабилизация экономики, замедление инфляции, прогнозируемое смягчение денежно-кредитной политики, а также лояльное отношение к России делают Турцию весьма привлекательным направлением для российского экспорта.
Турецкая Республика
турецкая лира (TRY)
турецкий
средиземноморский,
континентальный,
субтропический
и высокогорный
85,7 млн человек
Турция — трансконтинентальное государство: 97% территории находится в Западной Азии на полуострове Анатолия, 3% — в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове.
Граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном, на юге — с Ираком и Сирией, на западе — с Грецией и Болгарией.
Анкара (столица), Стамбул, Анталья, Измир, Мерсин, Бурса, Газиантеп, Адана, Конья
Турция входит в тройку крупнейших внешнеторговых партнеров России, двусторонний торговый оборот увеличился за пять лет в 2,3 раза. Такие данные в конце июня 2025 года привел зампред правительства РФ Александр Новак на 19-м заседании смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Он отметил, что в 2024 году объемы взаимной торговли двух стран приблизились к $60 млрд, а целевой уровень на ближайшие годы — $100 млрд.
Россия на протяжении нескольких лет сохраняет позиции одного из крупнейших торговых партнеров Турции. По данным ITC Trademap, товарооборот между нашими странами в 2024 году составил $52,6 млрд, причем 84% приходится на импорт. Таким образом, Россия занимает первое место по объему товарооборота уже третий год подряд.
На втором месте по итогам 2024 года оказался Китай с товарооборотом $48,3 млрд. Преимущественно это обусловлено высокими объемами поставок товаров и услуг из Китая — 93% в структуре товарооборота. Германия заняла третье место с показателем $47,5 млрд. Однако в отличие от России и Китая, которые вышли в лидеры за счет высоких объемов импорта в структуре взаимной торговли, товарооборот с Германией более сбалансирован — на импорт в его структуре приходится 57%.
По итогам 2024 года поставки товаров и услуг из России сократились на 3% (по данным ITC), экспорт в Россию также снизился на 21%.
Снижение показателей эксперты связывают с эффектом высокой базы в 2022–2023 годах, когда Турция стала одним из основных внешнеторговых хабов для РФ, а также с последующим ужесточением ограничений со стороны коллективного Запада и угрозы вторичных санкций.
Среди основных направлений торгово-экономического взаимодействия двух стран в российском правительстве выделяют энергетику, сельское хозяйство, промышленную кооперацию, транспорт и логистику, таможенное сотрудничество, туризм, а также совместную работу в сфере образования, спорта, информационных технологий.
Высокий уровень развития российско-турецких торговых отношений в Российском экспортном центре (группа РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ в составе АО «Российский экспортный центр», АО «ЭКСАР», АО Росэксимбанк) объясняют следующими факторами:
Тесные исторические связи, «лидерская дипломатия» президентов двух стран, неприсоединение Турции к санкциям против России в 2022 году увеличили интерес к турецкому рынку как к хабу для переориентации товаропотоков.
Реализация стратегических мегапроектов двустороннего сотрудничества — газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток», строительство с активным участием России первой турецкой атомной электростанции «Аккую», поставка в Турцию российских систем С-400.
Бизнес-интересы — турецкие компании, например, активно работают на российском строительно-подрядном рынке, реализуя как крупные знаковые, так и локальные проекты — гражданские и промышленные. Среди них компании «Ренконс», Limak Insaat, Ant Yapi, GAMA, ESTA Construction, участвовавшие в возведении «Москва-Сити», «Лахта-центра», крупных торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров, заводов, дорог и мостов в разных регионах РФ.
Действующие логистические маршруты: основной поток товаров транспортируется по комбинированной схеме: морем до порта Новороссийск, а затем либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом. За прошедший год множество компаний, включая турецкие, начали предоставлять новые услуги по доставке грузов морским транспортом в различные порты Турции. Среди них такие операторы, как Arkas/EMES, Admiral Container Lines, Akkon Lines и Medkon Lines.
Туризм, социальные и гуманитарные связи: по данным Министерства культуры и туризма Турции, в прошлом году страну посетили 6,7 млн российских туристов. Россияне — в числе лидеров по посещению Турции с целью отдыха, а также по покупке турецкой недвижимости. Турецкие фильмы и сериалы, музыка, турецкая кухня и в целом турецкая культура также достаточно хорошо известны в России. В национальном характере россиян и турок много общего, что сближает в случае бизнес-партнерства. Гостеприимство и высокий уровень общения в деловой среде важны в обеих странах. Для популяризации турецкой культуры, искусства и литературы на иностранных языках с 2005 года действует программа Министерства культуры и туризма Турции TEDA для зарубежных издательств, предполагающая в том числе финансирование переводов и публикаций.
Международный валютный фонд относит экономику Турции к категории развивающихся, она демонстрирует один из самых высоких темпов роста в мире. В 2024 году валовой внутренний продукт (ВВП) страны повысился на 3,2%, в 2023-м — на 5,1%, в 2022-м — на 5,5%, в 2021-м — на 11,4%. В первом квартале 2025 года ВВП Турции, по данным Turkstat, увеличился на 2% по отношению к январю—марту 2024-го и составил более $302,5 млрд по курсу на конец июня 2025-го. Драйвером стал строительный сектор, стоимость которого выросла на 7,3%. Также динамичный рост — на 6,1% — показала сфера IT и телеком. При этом сельхозсектор и промышленность сократились на 2% и 1,8% соответственно.
Объем производства вырастет на 2,9% в 2025 году и на 3,3% в 2026-м, прогнозируется в июньском отчете «Перспективы экономического развития» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При этом авторы отчета отмечают, что ужесточение финансовых условий и бюджетная консолидация сдерживают увеличение потребления домохозяйств. Из-за ослабления торговли рост частных инвестиций и экспорта замедлится в 2025 году, но постепенно восстановится в 2026 году. При этом инфляция благодаря жесткой денежно-кредитной политике существенно снизится и к концу 2026 года составит около 15%.
По данным Всемирного банка (ВБ), Турция занимает 17-е место в мире по величине ВВП в $1,32 трлн по состоянию на 2024 год. В период с 2002 по 2022 год реальный рост ВВП в среднем составлял 5,4%, что привело к удвоению дохода на душу населения в реальном выражении. Более того, рост экономики сопровождался быстрым снижением уровня бедности: в 2007 году он составлял более 20%, а в 2021 году снизился до 7,6%.
При этом в ВБ отмечают, что с 2016 года процесс снижения уровня бедности в Турции замедлился из-за растущего неравенства между разными социальными слоями и для преодоления проблемы в стране нужно создавать новые рабочие места. Аналитики ВБ также напоминают, что страна до сих пор вынуждена устранять последствия землетрясений 2023 года, когда погибло более 50 тыс. человек, было повреждено 1,9 млн домов, 3,3 млн человек остались без жилья. Соответствующие расходы ВБ оценивает в $81,5 млрд. При этом подобные риски сохраняются, поскольку около 70% населения живет в сейсмоопасных зонах.
Макроэкономические проблемы Турции, включая высокую инфляцию, низкий рост производительности и снижение прямых иностранных инвестиций, требуют решительных мер и реформ для ускорения роста, говорится в материалах Всемирного банка.
Турция — один из мировых лидеров по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции, текстиля, автомобилей и запчастей, морских судов, строительных материалов и бытовой техники, отмечают в РЭЦ. Ее внешнеторговый оборот в прошлом году, по данным ITC, превысил $605,8 млрд, в том числе экспорт $261,8 млрд (+2,4% к показателю 2023 года) и импорт $344 млрд (-5%). Ключевыми поставщиками товаров в Турцию стали Китай, Россия, Германия, Италия и США. На эти страны приходится более 44% импорта Турции.
Ключевыми направлениями турецкого экспорта в 2024 году стали Германия, США, Великобритания, Ирак и Италия. Поставки в пять ключевых стран составили около 30% от общего объема экспорта. Россия вошла в топ-10 ключевых импортеров, заняв девятое место, по данным ITC.
По итогам января—мая 2025 года импорт Турции достиг $152,2 млрд (+6% к пяти месяцам 2024 года), а крупнейшим экспортером Турции стал Китай: объем поставок из этой страны достиг $20,1 млрд (13% от импорта Турции). Россия заняла второе место с показателем $18,4 млрд (12%), а на третьей позиции оказалась Германия с $11,9 млрд (8%). При этом импорт из России сократился на 4% по сравнению с пятью месяцами 2024 года, в то время как импорт из Китая и Германии вырос на 13% и 10% соответственно.
Экспорт Турции по итогам января—мая 2025 года также вырос на 3% и достиг $110,9 млрд, ключевым экспортным направлением остается Германия ($9,2 млрд, 8% всего экспорта), также среди ключевых направлений стабильно остаются Великобритания ($6,9 млрд, 6%), США ($6,6 млрд, 6%), Италия ($5,6 млрд, 5%) и Ирак ($4,9 млрд, 4%). Россия по итогам первых пяти месяцев 2025-го заняла 11-е место, объем турецкого экспорта составил $2,7 млрд (2,5%).
Турция входит в ООН, Совет Европы, НАТО, ОЭСР, ВТО, Организацию исламского сотрудничества (ОИС), Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организацию тюркских государств, а также в различные региональные инициативы и объединения, также является кандидатом на вступление в Европейский союз.
Турция активно развивает сеть торгово-экономических соглашений на двустороннем и многостороннем уровнях.
В настоящее время соответствующие соглашения у Турции есть с 24 государствами, еще около 14 документов находятся на стадии инициатив и проработки.
Центральное положение Турции между Европой, Азией и Африкой делает ее важным транспортным и логистическим узлом, а также центром торговли и финансов, несмотря на отсутствие значимых мировых запасов полезных ископаемых. Исторически страна служила связующим звеном между Востоком и Западом, что сформировало менталитет ее жителей, стремящихся быть посредниками в международных делах.
29 октября 1923 года, после национально-освободительного движения и Войны за независимость под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка, была провозглашена Турецкая Республика. Победу в Войне за независимость, грозившей расчленением и исчезновением государства, туркам удалось одержать во многом благодаря совместным действиям с Советской Россией на другом фронте — в Закавказье.
С 1923 года наши страны приступили к построению нового формата отношений, основанного на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве.
Базовым документом для двусторонних отношений на новом витке развития после многочисленных русско-османских войн прошлого стал так называемый Московский договор, или Договор о дружбе и братстве, подписанный 16 марта 1921 года в Москве представителями Великого национального собрания (меджлиса) Турции и Российской коммунистической партии большевиков — РКП(б).
1920–1938 годы — установление дипломатических связей и развитие отношений между странами до смерти основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка в 1938 году. В этот период Советская Россия содействовала развитию экономики Турции, оказывая финансовую поддержку строительству важных промышленных объектов.
1941–1945 годы — Турция балансировала между сторонами во Второй мировой войне. В феврале 1945 года она вступила в войну на стороне СССР и союзников.
1952 год — Турция присоединилась к НАТО из-за территориальных претензий СССР, особенно в отношении контроля над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Несмотря на отзыв этих требований после прихода к руководству СССР Никиты Хрущева, начался период охлаждения между нашими странами.
1974 год — кипрский кризис и санкции США против Турции ослабили ее связи с Западом, что привело к улучшению советско-турецких отношений. Турция искала новые партнерства, включая СССР.
1980-е годы — возобновление сотрудничества между странами, участие советских специалистов в реализации множества крупных проектов в Турции.
1991 год — после распада СССР Турция признала новые независимые государства и активизировала свою политику на постсоветском пространстве, стремясь укрепить свои позиции и влияние.
1992 год — заключение договора об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики — базовый документ, в котором две страны рассматривают друг друга как дружественные государства и строят отношения на основе добрососедства, сотрудничества и взаимного доверия.
1997 год — Россия и Турция подписали соглашение о поставках российского природного газа в Турцию по проекту «Голубой поток». Это стало началом энергетического сотрудничества между странами и заложило основу для создания газового хаба в Турции в XXI веке.
2003 год — приход к власти в Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в качестве премьер-министра. Свой первый зарубежный визит в качестве лидера Эрдоган совершил в Россию, где встретился с президентом РФ Владимиром Путиным.
2004 год — визит Владимира Путина в Турцию — начало нового этапа в российско-турецких отношениях. С тех пор часто упоминается «лидерская дипломатия», позволяющая решать сложные вопросы на высшем уровне. В том же году подписана совместная декларация о борьбе с терроризмом, распространением оружия массового поражения и другими угрозами.
2010 год — учреждение Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) под сопредседательством президентов двух стран. ССВУ разрабатывает стратегию развития отношений и координирует проекты в политической, экономической и культурной сферах. Подписано соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в провинции Мерсин Турецкой Республики.
2014 год — 11 августа Владимир Путин в ходе телефонного разговора поздравил Реджепа Тайипа Эрдогана с победой на первых в истории Турции всенародных выборах президента страны.
2016 год — возобновление активных политических контактов между двумя государствами после некоторого охлаждения из-за ситуации и расхождения позиций по Сирии в 2015 году.
Одно из последних на сегодня событий — подписание итогового протокола 27 июня 2025 года по результатам 19-го пленарного заседания смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В документе обозначены ключевые задачи по всем сферам взаимного интереса, включая поощрение инвестиций в экономики обеих стран, упрощение таможенного регулирования, расширение промышленного и энергетического сотрудничества.
Отношения между Турцией и Российской Федерацией опираются на богатое историческое наследие, после окончания периода холодной войны появились новые возможности и перспективы сотрудничества, говорится на официальном сайте Министерства иностранных дел Турции. После быстрого развития экономического сотрудничества в 1990-х годах двусторонние отношения вступили в новую фазу в начале 2000-х годов с тесным диалогом между руководством двух стран и приобрели институциональный характер с созданием Совета сотрудничества высокого уровня (ССВУ) в 2010 году. В министерстве отмечают, что общее количество проектов, реализованных турецкими подрядчиками в России, приближается к 2 тыс. с общей суммарной стоимостью $75,7 млрд.
Турция имеет посольство в Москве, генеральные консульства в Санкт-Петербурге, Казани и Новороссийске и почетное консульство в Екатеринбурге. У России, в свою очередь, есть посольство в Анкаре, генеральные консульства в Стамбуле, Анталье и Трабзоне, а также почетное консульство в Измире.
Турция — страна с развитой промышленностью, для поддержки которой и защиты местных производителей, особенно в периоды сложной экономической ситуации, правительство вводит заградительные импортные пошлины на продукцию среднего и высокого передела.
Согласно докладу ВТО Tariff Profiles 2024, средняя применяемая тарифная ставка режима наибольшего благоприятствования (РНБ) Турции в 2023 году составляла 16,2% в адвалорном (рассчитанном в форме зафиксированного процента от стоимости груза или сделки) эквиваленте, что на 0,6% ниже, чем годом ранее. Тем не менее ставки таможенного тарифа Турции значительно превышают значения периода до 2022 года. Так, в 2015–2021 годах средний тариф в Турции составлял 10,7%, что на 5,5% меньше, чем в 2023 году.
Важно отметить, что при присоединении к ВТО Турция связала тарифными обязательствами лишь 50,5% тарифных линий. Это означает, что она может устанавливать любые ставки ввозных таможенных пошлин на половину торгуемых товаров. Помимо стандартных пошлин, применяются дополнительные, которые могут сильно варьироваться для разных стран, что создает неравные конкурентные условия для производителей.
Согласно докладу ВТО Tariff Profiles 2024, средняя применяемая тарифная ставка режима наибольшего благоприятствования (РНБ) Турции в 2023 году составляла 16,2% в адвалорном (рассчитанном в форме зафиксированного процента от стоимости груза или сделки) эквиваленте, что на 0,6% ниже, чем годом ранее. Тем не менее ставки таможенного тарифа Турции значительно превышают значения периода до 2022 года. Так, в 2015–2021 годах средний тариф в Турции составлял 10,7%, что на 5,5% меньше, чем в 2023 году.
Важно отметить, что при присоединении к ВТО Турция связала тарифными обязательствами лишь 50,5% тарифных линий. Это означает, что она может устанавливать любые ставки ввозных таможенных пошлин на половину торгуемых товаров. Помимо стандартных пошлин, применяются дополнительные, которые могут сильно варьироваться для разных стран, что создает неравные конкурентные условия для производителей.
Как правило, ставки дополнительных пошлин для стран, которые состоят с Турцией в преференциальных торговых отношениях, либо полностью отсутствуют, либо сильно ниже, чем для стран, с которыми подобный формат отношений еще не выстроен. Перечень товаров, на которые распространяются дополнительные сборы, довольно обширен: фанера, парфюмерия, косметика и средства гигиены, центробежные насосы, некоторые виды сельскохозяйственного оборудования, медицинские аппараты для дыхания, бумажные изделия для гигиены и хозяйства, стеклянная тара и изделия из стекла, некоторые потребительские товары и многое другое.
Поскольку ни у России, ни у Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не имеется преференциальных соглашений с Турцией, поставщики некоторой продукции вынуждены платить ставку ввозной пошлины, значительно превышающую ту, которая указана в таможенном тарифе этой страны.
Кроме того, Турция, как член соглашения об ассоциации с ЕС, обязана включить в национальную тарифную систему «сельскохозяйственный компонент».
Он представляет собой дополнительную надбавку к таможенной пошлине, зависящую от содержания молочных жиров, белка, крахмала и глюкозы в продукте
В перечень продукции, для которой используется этот компонент, входят молочные пасты, кондитерские изделия, продукты на основе муки или молока, замороженный картофель, концентраты кофе и чая, ароматизаторы и другие пищевые продукты.
Ввиду высокого уровня инфляции ценовой фактор становится приоритетным для большинства потребителей.
Высокая процентная ставка затрудняет доступ производителей к кредитованию, что является сдерживающим фактором для наращивания производства и, следовательно, снижает
потребности в сырье.
Восприятие многими турецкими партнерами российской продукции как сугубо сырьевой и не ориентированной на конечного потребителя.
Больше аналитической информации о тарифных и нетарифных мерах можно получить, воспользовавшись сервисом «Барьеры и требования рынков».
Исходя из основных направлений развития Турции, структуры экономики страны и конкурентной среды на внутреннем рынке, наиболее перспективными направлениями для несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) является продукция агропромышленного и лесопромышленного комплексов, металлургии, химической промышленности, цифровые технологии, по данным РЭЦ. Эти категории считаются приоритетными ввиду устойчивой потребности Турции в импорте с целью дальнейшей переработки. Развитию российского экспорта также способствует отсутствие заградительных таможенных пошлин и нетарифных барьеров на ряд товарных позиций.
Для получения аналитической информации в интерактивном формате о потенциальных рыночных нишах воспользуйтесь сервисом «Экспортные ниши».
Импорт продукции в Турцию облагается внутренними налогами и сборами, включая НДС в размере 20% (10% для некоторых категорий, таких как сельскохозяйственная техника, текстиль, медицинские товары и мебель) и специальный налог на потребление, распространяющийся на транспортные средства, алкоголь, табак, некоторые продукты питания, косметику, бытовую технику и электронику, а также нефтепродукты.
С 2019 года введен экологический утилизационный сбор на продукцию, вредную для окружающей среды, включая пластиковые пакеты, шины, аккумуляторы, батарейки, бытовую технику, упаковку, лекарства и другие изделия.
Турция активно применяет меры защиты рынка в отношении импортируемой продукции и входит в пятерку стран, которые прибегают к этому инструменту наиболее часто.
По состоянию на 2 апреля 2025 года в отношении российской продукции, по данным РЭЦ, применяются следующие меры:
Антидемпинговая пошлина в отношении импорта кабеля и стального троса в размере $0,5 за 1 кг для всех российских компаний;
Антидемпинговая пошлина в отношении импорта прозрачного неармированного стекла в размере 8% для ООО «Гардиан Стекло Рязань» и АО «Саратовстройстекло», 10% — для остальных российских компаний;
Антидемпинговая пошлина в отношении импорта горячекатаного стального проката в размере 6,1% для ПАО «НЛМК» и ПАО «ММК», 9% — для остальных российских компаний;
Защитная пошлина в отношении импорта нейлоновых нитей из широкого перечня стран, в том числе из России, в период с 21 ноября 2019 года по 20 ноября 2025 года в виде специфической пошлины $0,30 за 1 кг с ежегодной либерализацией;
Защитная пошлина в отношении импорта горячекатаных стальных прутков и катанки из широкого перечня стран, в том числе из России, в период с 15 июня 2024 года по 6 января 2027 года в виде специфической пошлины $175 за тонну с ежегодной либерализацией;
Защитная пошлина в отношении импорта бумаги для гофрирования из широкого перечня стран, в том числе из России, в период с 27 июля 2024 года по 26 июля 2027 года в виде специфической пошлины $87 за 1 кг.
В Турции к импорту некоторых товаров применяется минимальная таможенная стоимость, если их декларируемая стоимость ниже установленного уровня. Это особенно важно для товаров с риском демпинга.
В настоящее время в перечень таких товаров, помимо прочего, входит фанера, части подъемного, дорожно-строительного горного оборудования, фритты и разновидности стекла для покрытий, емкости для газа, части бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания, сцепления и их части, отдельные виды инструментов, отдельные виды ПВХ-покрытий для пола, стен и потолков, стекло, очки, лимонная кислота, гаражные подъемники, шиномонтажные станки, игрушки, изделия для праздников.
В Турции обязательна акцизная марка на все алкогольные напитки и табачную продукцию, включая импортные. Марка подтверждает уплату акциза и фиксирует минимальную розничную цену. Полосная марка с защитными элементами предотвращает демпинг, контрабанду и отслеживает легальный оборот. Нарушение правил карается штрафами и изъятием товара.
По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, Турция закрыла рынок для следующих российских товаров: овцы и козы; свежая, охлажденная или замороженная свинина, баранина, козлятина; пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз; колбасы и аналогичные мясные продукты; готовые или консервированные мясные продукты; мороженое и пищевой лед; жмыхи и другие твердые остатки соевого масла.
Ассоциация Турции с Европейским экономическим сообществом требует гармонизации национального законодательства с нормами ЕС. Это облегчает экспорт для компаний с опытом работы в ЕС, но увеличивает сроки выхода продукции на турецкий рынок из-за сложных процедур оценки соответствия. Эксперты РЭЦ отмечают асимметрию: Турция принимает европейские сертификаты при документальном подтверждении легального оборота в ЕС, тогда как европейские органы часто требуют новой процедуры оценки.
Турция — член Таможенного союза ЕС с 1995 года. Для завершения процесса она подписала Решение 2006/654/ЕС о соответствии турецкого законодательства европейскому в стандартизации и сертификации. Теперь большая часть продукции для турецкого рынка должна иметь маркировку СЕ.
Для российских компаний в данный момент получение или продление сертификации CE является крайне затруднительным по политическим причинам, ввиду чего существуют ограничения для поставок промышленной продукции в Турцию, предупреждают в РЭЦ.
Ввоз продуктов питания в Турцию допускается только при условии, что они соответствуют требованиям, установленным для контроля импорта, а также нормам, предусмотренным Турецким пищевым кодексом, которые гармонизированы с законодательством ЕС.
1. Предприятия по производству пищевых продуктов должны пройти регистрацию в Министерстве сельского и лесного хозяйства Турции, согласно требованиям Правил регистрации и одобрения предприятий по обращению с продуктами питания (опубликованы в официальном журнале № 28145 от 17.12.2011).
2. Пищевые продукты растительного происхождения не требуют сертификата контроля для импорта — для них действует система предварительного уведомления. Импортер должен зарегистрировать необходимую информацию по каждому продукту в Информационной системе безопасности пищевых продуктов GGBS.
Необходимая информация о продукте включает название, категорию, страну происхождения, импортера, экспортера или производителя, список ингредиентов и этикетку. Эта информация оценивается и утверждается PAFD на соответствие законодательству. Тестирование перед отправкой не требуется. Инспекторы PAFD проводят контроль и инспекцию на турецкой таможне.
В Турции, несмотря на европейские директивы и стандарты EN, к некоторым видам продукции применяются национальные требования, зафиксированные в стандартах TS. Оценка соответствия продукции включает сертификацию, декларирование, регистрацию и инспекцию, проводимые национальными институтами, такими как Турецкий институт стандартов. Этот орган разрабатывает и утверждает стандарты TS, проводит испытания и инспекцию импортируемой продукции, а также контролирует ее обращение на рынке.
Постановление ЕС 2019/1020 о надзоре за рынком от 16 июля 2021 года требует от производителей, не зарегистрированных в ЕС, но планирующих поставки в Турцию, иметь экономического оператора. Это может быть импортер, уполномоченный представитель или поставщик комплексных услуг. Требования распространяются и на онлайн-продажи.
Правовая охрана интеллектуальной собственности в Турции регулируется законом «О промышленной собственности» от 2016 года. Соответствующими вопросами занимается Турецкое ведомство по патентам и товарным знакам (Тюркпатент).
Для регистрации изобретения или полезной модели необходимо подать заявку через патентного поверенного или по международной процедуре во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Возможна также подача через Европейское патентное ведомство с последующей валидацией в Турции.
Процедура регистрации изобретения аналогична российской: подача заявки, формальная экспертиза, экспертиза по существу, публикация и выдача патента. При этом в Турции можно подать возражение на патент в течение шести месяцев после публикации.
Заявку на товарный знак подают на турецком языке. Процесс включает предварительную экспертизу, поиск аналогов и оценку соответствия. Экспертиза длится четыре-пять месяцев и завершается решением о регистрации или отказе. После одобрения знак публикуется, и через три месяца без возражений регистрируется, выдается свидетельство. Товарный знак действует десять лет с возможностью продления.
По итогам 2024 года группой РЭЦ была оказана финансовая и нефинансовая поддержка работающим с Турцией российским экспортерам на общую сумму более $3,62 млрд.
C 2020 года в отделении Торгового представительства РФ в Турецкой Республике действует представительство РЭЦ, основной задачей которого является помощь и поддержка бизнеса, а также привлечение деловых кругов Турции для реализации совместных проектов. Представитель поможет найти потенциального иностранного покупателя на российские товары или услуги, а также оказать содействие в организации и проведении переговоров с представителем иностранной компании.
Один из наиболее эффективных способов продвижения на турецком рынке — участие в выставках и ярмарках, проводимых на территории страны. Ознакомиться с актуальными международными мероприятиями и зарегистрироваться на участие в коллективных экспозициях с господдержкой можно на платформе «Мой экспорт».
В 2023–2024 годах РЭЦ организовал национальную экспозицию Made in Russia на выставке WorldFood Istanbul для продвижения российской продукции АПК в Турции. Эта выставка считается второй по значимости после Gulfood в Дубае, но более доступной для участников. В ней приняли участие 36 производителей зернобобовых, готовой продукции, напитков, кондитерских изделий, ингредиентов и упаковки. Некоторые компании уже представлены в турецких сетях, другие готовятся к выходу на рынок. Как рассказывают в РЭЦ, турецкие партнеры проявили большую заинтересованность в сельхозсырье, кондитерских изделиях и алкоголе.
Также для продвижения российских продуктов питания на турецком рынке работает демонстрационно-дегустационный павильон АПК в Стамбуле. На сегодняшний день в нем размещены 45 российских компаний под брендами Made in Russia и Good Food Russia. Они сотрудничают с ведущими импортерами и сетями, регулярно отправляя коммерческие предложения.
Кроме того, в 2024 и 2025 годах на выставке Anfas Food Product прошли дегустации продукции более 30 российских производителей, включая алкоголь, кондитерские изделия, рыбу, соусы и снэки. Участие в выставке повысило узнаваемость брендов Good Food Russia и Made in Russia, а также привлекло 72 запроса от дистрибьюторов в 2025 году.
С целью расширения продаж и повышения узнаваемости международного бренда Made In Russia согласовано размещение фирменных полок с логотипом MIR в более чем 1,1 тыс. магазинах сети CarefourSA, 4 тыс. магазинов сети Migros, в более чем 2 тыс. магазинов сегмента «у дома». На данный момент в производстве находятся 200 фирменных полок.
В 2024 году в ресторане «Сахалин» в Стамбуле прошла дегустация продукции 20 российских производителей, организованная Национальным павильоном АПК. После мероприятия заключены три экспортных контракта и более семи с региональными дистрибьюторами. Дегустацию освещали турецкие блогеры с аудиторией более 4 млн подписчиков.
Оператор павильона также присоединился к программе развития коллективных магазинов российских товаров на турецких электронных площадках. В частности, на Trendyol создана онлайн-витрина с 70 товарами от 15 производителей. Российские товары также представлены на TurkishExporter и Woodresource.com с многострановым охватом.
Онлайн-каналы — один их наиболее эффективных способов для российских компаний довести свою продукцию до турецкого потребителя. «На рынке Турции высокое проникновение маркетплейсов в повседневную жизнь, а потребители привыкли к онлайн-покупкам и хорошему сервису», — говорят в Российском экспортном центре, характеризуя турецкий рынок как один из самых перспективных рынков для экспортеров из РФ в новых условиях — с покупательской аудиторией 84 млн человек, среди которых большая доля молодого, экономически активного населения.
Национальный рынок электронной коммерции демонстрирует впечатляющий рост. За 2024 год его объем, по данным турецкого Минторга, увеличился на 15% в долларовом выражении и достиг $90 млрд, в том числе объем розничной электронной торговли составляет около $17 млрд. Доля электронной коммерции в ВВП страны составила 6,5%, в общем объеме торговли — 19,1%. Прогнозируется, что к концу 2025 года объем рынка достигнет $120 млрд при среднегодовом темпе роста 22–25% до 2030 года.
РЭЦ при работе через розничные турецкие маркетплейсы рекомендует использовать модель b2b2c (business-to-business-to-consumer): ввоз партии продукции, получение разрешений, сертификатов и размещение на местном складе с фулфилментом (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки). Импортером может быть турецкое юрлицо, партнер или торговый дом. Кроме того, можно воспользоваться услугой «Маркетплейсы. Размещение в национальных магазинах» для размещения и продвижения товаров в коллективных магазинах российской продукции, в том числе на турецких маркетплейсах.
Также на стартовом этапе продаж через розничные (b2c) маркетплейсы Турции возможны кросс-бордерные продажи в розницу со склада вне территории Турции, при этом важно просчитать ценовую конкурентоспособность продукции при такой модели работы.
Для работы на турецких маркетплейсах при продажах с фулфилмент-склада и при кросс-бордерных продажах требуется турецкое юридическое лицо. При его отсутствии российские производители могут использовать коллективный аккаунт или интернет-магазин через турецкого партнера. Платежи поступают на счет в турецком банке, привязанный к аккаунту в маркетплейсе.
При работе на оптовых b2b онлайн-площадках Турции экспортер находит покупателя или дистрибьютора через цифровую платформу, но сама экспортная сделка заключается офлайн. Условия поставки и расчетов согласовываются индивидуально. Для начала работы не нужно вывозить товар до сделки. Аккаунт на российское юрлицо можно оформить самостоятельно или через интегратора, который также поможет с организацией и сопровождением.
Отсутствие или низкий уровень предварительного исследования рынка, включая тарифные и нетарифные барьеры, конкурентную среду, торгово-распределительную сеть, а также ограниченность только кабинетным исследованием.
Игнорирование национальных культурных особенностей турецкого рынка, попытки копировать опыт внутренних продаж либо экспортных продаж на рынки стран ближнего зарубежья.
Работа с единственным «эксклюзивным» дистрибьютером на первоначальном этапе выхода на рынок.
Выход на рынок через многопрофильного агента — как правило, предлагающего свои услуги на территории России.
Попытки быстрого прямого выхода в розничные каналы продаж на фоне высокой конкуренции со стороны турецких и европейских компаний и отсутствия достаточной информации о рынке.
Больше информации по различным вопросам ВЭД доступно на бесплатных вебинарах РЭЦ.
Перед началом бизнес-проекта в Турции следует получить консультацию по законодательству и оценить все возможные риски, рекомендуют в РЭЦ. Турецкая экономика либеральна, а бюрократические процедуры, включая получение разрешений, лицензий, сертификацию товаров, сдачу налоговой отчетности, проходят быстро благодаря эффективной работе госслужащих.
Иностранец при открытии бизнеса имеет те же права и льготы, а также несет ту же ответственность, что и гражданин Турции.
Правительство трепетно относится к иностранным инвестициям. Существуют государственные программы для стимулирования малого и среднего бизнеса, доступные как местным, так и иностранным компаниям. Меры включают освобождение от таможенных сборов и НДС на оборудование, а также получение кредитов из госбюджета.
В Турции, где большинство населения — мусульмане, важно учитывать особенности мусульманской деловой культуры. В деловых отношениях здесь важен высокий уровень личного общения. Турецкие предприниматели стремятся хорошо узнать партнера, делают пробные закупки и постепенно развивают сотрудничество. Не следует ждать от турецких партнеров немецкой четкости, однозначности и прямолинейности. Необходимо изначально быть готовым проявить достаточную гибкость и выдержку на переговорах.
В Турции ценят комплименты их стране и культуре в начале переговоров. Это воспринимается положительно и свидетельствует о внимательности и доброжелательности российского партнера. Турецкие бизнесмены будут оценивать партнера как человека и предпринимателя. Они могут проверять компетенцию, задавая уточняющие вопросы о российской продукции.
Цена экспортного продукта или услуги — важный, но не решающий фактор. Ключевые аргументы для начала сотрудничества — качество, репутация компании, честность, готовность представителей российской стороны проявлять гибкость, терпение и уважение к турецким партнерам.
Не стоит негативно оценивать турецкую компанию или Турцию в целом. Избегайте политических тем, особенно с негативной окраской. Не устанавливайте жесткие сроки для турецких партнеров. На начальных этапах сотрудничества важно терпение. В Турции невежливо категорично отказываться от предложений — лучше мягко объяснить возможные сложности. Выбирайте спокойных переговорщиков.
Не стоит воспринимать активное использование мобильных телефонов турецкими партнерами при переговорах как неуважение. Это национальная особенность.
В Турции, как и в России, согласие обозначается кивком головы. Однако выражение несогласия необычно: турецкие партнеры приподнимают брови и цокают. Хотя, в последнее время они все чаще используют более привычные для европейцев жесты.
Турецкое гостеприимство достойно высшей оценки. В большинстве случаев турецкие партнеры возьмут на себя расходы по оплате счетов в ресторанах, особенно если они выступают в качестве приглашающей стороны.
В турецкой деловой культуре важны подарки, особенно если местные бизнесмены приглашают российских гостей к себе в дом. В любом случае при проведении переговоров с турецкими партнерами нужно заранее позаботиться о нескольких вариантах подарков, например атрибуты российской культуры и быта, которые преподносятся по завершении встречи.
Для получения более подробной информации можно воспользоваться «Учебным пособием. Турецкая Республика. Особенности ведения бизнеса» от Школы экспорта РЭЦ.