Китайская головоломка:
к чему готовиться,
планируя экспорт
в КНР

Экономика Китая крупнейшая в БРИКС, ВВП страны растет ежегодно на 5%. Показатели взаимного товарооборота двух стран бьют рекорды, растет в том числе несырьевой неэнергетический экспорт. В его развитии эксперты видят возможности для российского бизнеса

Китайская
головоломка:
к чему готовиться,
планируя экспорт
в КНР

Экономика Китая крупнейшая в БРИКС, ВВП страны растет ежегодно на 5%. Показатели взаимного товарооборота двух стран бьют рекорды, растет в том числе несырьевой неэнергетический экспорт. В его развитии эксперты видят возможности для российского бизнеса

Страна:

Китайская Народная Республика

Валюта:

юань

Официальный язык:

китайский

Климат:

тропический

Население:

1,41 млрд человек, из которых 66,2% проживает в городах

Географическое положение:

расположена в Восточной Азии, граничит с 14 государствами (Россия, КНДР, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос и Вьетнам). По размеру территории (9,63 млн кв. км) уступает лишь России и Канаде

Крупнейшие города:

Пекин (столица), Тяньцзинь, Шанхай и Чунцин

Текущее состояние российско-китайских экономических отношений

По итогам 2023 года, по данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, товарооборот двух стран увеличился по сравнению с предыдущим годом на 26,3% и достиг $240,11 млрд. Это рекордный показатель для двух стран за все время сотрудничества. Экспорт из России в Китай за 2023 год вырос на 12,7%, до $129,14 млрд, импорт из КНР в Россию увеличился на 46,9% и составил $110,97 млрд.

В январе—сентябре 2024 года российско‑китайский товарооборот вырос до $180,36 млрд, прибавив 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ссылается торговое представительство России в Китае на данные ГТУ КНР. В том числе экспорт из России в Китай увеличился на 1,7%, до $97,21 млрд, а импорт из КНР вырос на 2,4% до $83,15 млрд.

В отечественном экспорте превалируют товары сырьевой группы — минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. Доля машинно-технической продукции незначительна. При этом высокий потенциал эксперты видят в наращивании несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), в том числе продукции агропромышленного комплекса (АПК), на поставки которой Пекином были сняты некоторые наложенные ранее ограничения.

В 2023 году Россия стала шестым крупнейшим торговым партнером Китая после АСЕАН, Евросоюза, США, Японии и Республики Кореи и заняла первое место среди 20 крупнейших торговых партнеров КНР по темпам роста двустороннего товарооборота.

КНР — один из ключевых потребителей несырьевых российских товаров. В 2020 году объем российского несырьевого экспорта в Китай составил $18,76 млрд, из которых 87% пришлось на ННЭ. В 2021 году объем ННЭ вырос на 13% по сравнению с 2019 годом, до рекордных $16,3 млрд, сообщал ранее Российский экспортный центр (РЭЦ). Россия значительно нарастила, в частности, экспорт в Китай продовольствия: говядины — в 4,5 раза, а также рапса, мяса птицы, подсолнечного масла и сладостей — вдвое.

Китай остается главным драйвером роста российского ННЭ, заявила летом 2024 года генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.

По ее данным, в 2023 году стране удалось значительно увеличить ННЭ в Китай, в том числе конечной потребительской продукции.

По данным ГТУ КНР, импорт Китая несырьевых неэнергетических товаров из России в 2023 году составил $29,5 млрд. Доля КНР в структуре российского ННЭ достигла 16,7%, по данным РЭЦ. И если ранее предполагалось достичь объема ННЭ в Китай $27,71 млрд к 2030 году, то в этом году глава Российского государства поручил увеличить плановые показатели как минимум на две трети от уровня прошлого года.

Преимущество российских товаров в уникальности и органичности продукции, и китайский потребитель уже это оценил. Об этом свидетельствует успех трех состоявшихся в китайских провинциях Ляонин, Хэйлунцзян и Сычуань фестивалей‑ярмарок «Сделано в России», отмечала Вероника Никишина.

Особенно перспективны будут позиции в экспорте агропромышленного комплекса (АПК), считают эксперты. О готовности наращивать объемы поставок продукции АПК заявил в ходе визита в Пекин в декабре 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин. По итогам прошлого года поставки сельхозпродукции из России в Китай выросли в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, почти до $7,6 млрд, это составило 17,5% от общего объема экспорта отечественного АПК, по данным Россельхозбанка (РСХБ). По большинству продуктов питания, за исключением некоторых масел и зерновых, по оценкам РСХБ, среднедушевое потребление в Китае к 2030 году будет равномерно расти — в среднем на 6% относительно 2023 года. Перспективными направлениями аналитики банка называют экспорт свинины (ограничения на который были сняты в прошлом году), мяса птицы, растительных масел, льняных семян и соевых бобов, рыбы и рыбной продукции, сухого молока и молочной сыворотки.

Помимо продовольственных товаров к предметам ННЭ с наибольшим потенциалом роста эксперты относят продукцию металлообрабатывающей и химической промышленности, некоторые технологические разработки, а также косметику и фармацевтические препараты.

По оценке «Агроэкспорта», к 2030 году российские поставки продукции АПК в Китай могут превысить $10 млрд. В китайской системе поставщиков CIFER зарегистрировано более 1,5 тыс. российских предприятий-экспортеров, по данным Россельхознадзора.

После снятия ковидных ограничений интерес экспортеров разных стран к рынку Китая растет, заявляли ранее в РЭЦ. Поэтому государство в том числе через национальный институт развития несырьевого экспорта РЭЦ и платформу «Мой экспорт» активно поддерживает продвижение российских товаров на китайском рынке.

Что Россия экспортирует в Китай

  1. Минеральные продукты
  2. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
  3. Металлы и изделия из них
  4. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
  5. Продукция химической промышленности
  6. Машины, оборудование
    и транспортные средства

Что Россия импортирует из Китая

  1. Машины, оборудование
    и транспортные средства
  2. Продукция химической промышленности
  3. Текстиль и обувь
  4. Металлы и изделия из них
  5. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Источник: портал russian-trade.com (Внешняя торговля России).

Четыре интересных 
факта о стране


Страна мегаполисов

Китай урбанизируется беспрецедентными темпами. За последние десять лет численность городского населения в Китае увеличилась с 745 млн до почти 933 млн человек в 2023 году, по данным Statista. Ожидается, что к 2035 году в городах будет проживать 70% населения Китая.

Из 20 крупнейших городских агломераций мира четыре находятся в Китае. Это Гуанчжоу‑Фошань (27,1 млн человек), Шанхай (более 24 млн), Пекин (18,8 млн) и Шэньчжэнь (17,8 млн). Гуанчжоу‑Фошань по численности населения занимает четвертое место в мире после Токио‑Иокогамы, Джакарты и Дели.

Более 100 китайских городов имеют население свыше 1 млн человек.


Рост благосостояния и любовь к роскоши

За последние десять лет ВВП на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в КНР увеличился с $12 тыс. до $22,1 тыс. в 2023 году. Среднедушевые доходы населения в Китае в 2023 году увеличились на 6,3% и достигли $5,5 тыс., по данным Государственного статистического управления страны. Причем темпы роста доходов сельского населения выше, чем‑у городских жителей.

Сегодня Китай занимает второе место в мире по количеству людей со сверхвысоким состоянием, по данным Statista. На долю Китая приходится порядка 15% рынка роскоши.


Общество потребления

Рост среднего класса в Китае стимулирует развитие общества потребления. По данным Национального бюро статистики, общий объем розничных продаж потребительских товаров в 2023 году достиг $6,5 трлн, что на 7,2% больше, чем годом ранее, и на 15,6% больше по сравнению с доковидным 2019 годом. Общие потребительские расходы в Китае в 2024 году, по прогнозам Statista, составят $7,23 трлн.


Страна контрастов

Эксперты отмечают, что Китай — не единая группа потребителей, а множество нишевых аудиторий. Так, в КНР 23 провинции и восемь национальных кухонь. Жители севера и юга страны, например, сильно различаются по своим вкусовым предпочтениям. Кроме того, существуют различия в потреблении между жителями крупнейших мегаполисов и средних по китайским меркам городов (8‑9 млн жителей).

Кроме того, в Китае сильны национальные традиции. Покупательная активность особенно высока в период локальных праздников. Поэтому РЭЦ, например, организует различные рекламные мероприятия под ключевые из них: китайский Новый год, День драконьих лодок, Цисицзе (День влюбленных), День основания КНР, День холостяка (11 ноября), 12 декабря — День распродаж в преддверии европейского Рождества.

Экономика и сектор
международной торговли

Китай — вторая экономика в мире после США по величине ВВП (при этом по паритету покупательной способности КНР обогнала США еще в 2022 году) и первая — в БРИКС. Удельный вес Китая в мировой экономике за последние 45 лет вырос с 1,7% глобального ВВП до 17% по итогам 2023 года. За это время КНР обеспечила самый высокий темп мирового экономического роста — 24,8%. Такие данные в октябре 2024 года Пекин представил в отчете о национальном экономическом развитии к 75‑летию образования КНР.

C 1952 по 2023 год ВВП страны вырос с 67,9 млрд до 126 трлн юаней ($18 трлн), по данным Госстата КНР. В постоянных ценах ВВП увеличился в 223 раза, среднегодовые темпы роста составили 7,9%.

Интенсивный рост Китая в предшествующие пандемии годы был основан на инвестициях и экспортно ориентированном производстве, отмечают аналитики Всемирного банка. Однако этот подход в значительной степени достиг своих пределов: в последние годы рост замедлился из-за структурных ограничений, включая снижение количества рабочей силы, сокращение доходности инвестиций и замедление роста производительности. Рост ВВП Китая в 2023 году составил 5,2% год к году, по данным Всемирного банка. В 2022‑м на фоне локальных вспышек коронавирусной инфекции и нестабильной международной обстановки рост составлял лишь 3%. В 2024 году экономический рост Китая должен сохраниться на уровне 5% и снизить темпы до 4,5% в 2025 году. В среднесрочной перспективе Международный валютный фонд ожидает дальнейшего замедления роста экономики страны до 3,3% к 2029 году.

Часть западных аналитиков предрекают чуть ли ни крах экономике Китая в ближайшие десять лет. Британская консалтинговая компания CEBR, напротив, прогнозирует, что с темпом роста ВВП на 4,7% ежегодно в период с 2025 по 2030 год к этому периоду КНР обгонит США и станет крупнейшей экономикой мира.

Российские эксперты тоже считают, что экономика КНР охлаждается, но это лишь эффект входа страны в темпы роста, которые характерны для государства, чьи экономические проблемы в целом решены.

Китай — мировой лидер по масштабам промышленного производства: по данным Всемирного банка, на страну приходится порядка 30% от глобальных объемов. При этом из «мировой фабрики», которой доверяли простое, трудозатратное и экологически вредное производство, за последние 20 лет страна превратилась в одного из технологических лидеров планеты.

С 2006 года приоритет в стране отдается собственным инновациям, которые всячески стимулируются. Такие программы, как «Сделано в Китае 2025», направлены на модернизацию промышленности и повышение добавленной стоимости производимых товаров. По данным исследования фонда «Росконгресс», сегодня КНР занимает первое место в мире по числу научных публикаций, количеству цитируемых научных статей во многих технологических областях и действующих внутренних патентов на изобретения.

Общий объем внешней торговли Китая товарами в январе—сентябре 2024 года, по данным ГТУ КНР, увеличился на 3,4% и составил $4,55 трлн, в том числе экспорт из КНР вырос на 4,3%, до $2,62 трлн, а импорт — на 2,2%, до $1,93 трлн. Товарооборот Китая со странами АСЕАН увеличился на 7,4%, до $715,77 млрд, с государствами ЕС — уменьшился на 0,9%, до $588,06 млрд, с США — вырос на 2,3%, до $504,4 млрд.

Процессы, происходящие в Китае, оказывают серьезное влияние на развитие мировой экономики и возможности российского бизнеса. Так, по оценкам китайских аналитиков, принятый в 2021 году 14-й пятилетний план социально-экономического развития страны и долгосрочные цели до 2035 года предусматривают стремление страны к большей открытости внешнему миру. Исследователи PwC China, на которых ссылаются авторы аналитической записки НИУ ВШЭ, обращают внимание на меры повышения в рамках плана институциональной открытости: либерализацию торговли, создание зон свободной торговли, интернационализацию юаня. Стратегия Китая на развитие экономики «двойной циркуляции» — опора на национальную экономику и укрепление внутреннего потребления как главной движущей силы роста — приведет к изменению структуры торгового баланса КНР, считают эксперты: резко вырастет значимость импорта, и страна в обозримой перспективе превратится в крупнейшего импортера в мире.

Россия и Китай:
традиции сотрудничества

Различные исторические документы свидетельствуют о том, что основа российско‑китайских отношений была заложена в древности благодаря взаимным торговым интересам. Организованные взаимоотношения связывают Россию и Китай на протяжении более 400 лет. Официально они были установлены в начале XVII века, когда Россия присоединила Сибирь, и страны стали соседями с самой длинной сухопутной границей.

Граница между странами формировалась на протяжении трехсот лет, конфронтация по пограничным вопросам с угрозой применения силы продолжалась с войны 1685 года до конфликта на острове Чжэньбао (или Даманский) в 1969 году. В истории российско‑китайских отношений насчитывается более 20 договоров о границе: так, в 1689 году Нерчинский договор установил границу между Россией и Китаем по реке Амур. Эта граница на значительном своем протяжении существует до сих пор. В 1858 году по Айгунскому договору Россия получила Уссурийский (ныне Приморский) край.

В настоящее время, как подчеркивают в Министерстве иностранных дел РФ, пограничный вопрос между нашими странами окончательно разрешен. Отсутствие взаимных территориальных претензий закреплено в базовом для двусторонних отношений Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года. В 2005 году дополнительным соглашением о российско‑китайской государственной границе на ее восточной части между сторонами был поделен остров Большой Уссурийский и окончательно поставлена точка в территориальном вопросе. Примечательно, что торговые договоры были зачастую связаны с территориальными: первый торговый договор с империей Цин был подписан в поселке Кяхта (сегодня расположен на территории Республики Бурятия) в 1727 году, в результате которого значительно возрос объем торговых операций. Этот договор оставался основной отношений двух империй до середины XIX века.

В первой половине ХХ века уже СССР активно помогал революционным силам Китая во главе с Мао Цзэдуном, а затем в октябре 1949-го первым признал Китайскую Народную Республику и заключил с КНР договор о дружбе. До изменения политического курса в СССР в середине 1950-х годов отношения двух стран были одним из самых дружественных периодов в истории СССР и Китая: китайской стороне, в частности, были переданы Порт-Артур на Желтом море и Китайско‑Восточная железная дорога (КВЖД) — часть Транссибирской магистрали, построенная по итогу русско‑китайского Московского договора 1896 года. О высоком уровне доверия говорит и тот факт, что СССР передал Китаю часть технологий для создания атомного оружия, отмечают эксперты. Однако отказ от сталинской идеологии после XX съезда КПСС в 1956 году КНР восприняла как отход от идеалов социализма, и отношения резко испортились. В конструктивное русло взаимоотношения вернулись в последние годы существования СССР и в дальнейшем развивались по нарастающей во всех сферах.

Договорно-правовая база двустороннего экономического сотрудничества современной России и Китая была заложена Соглашением между правительством РФ и правительством КНР о торгово‑экономических отношениях от 1992 года, отмечают в РЭЦ.

В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2001 года экономические отношения двух стран были определены как равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие.

В 2014 году были подписаны более 30 соглашений между Россией и Китаем, в частности энергетического партнерства, инфраструктурного развития, в финансовой и образовательной сферах. Летом 2019 года в совместном заявлении главы государств подтвердили курс на наращивание масштабов двусторонней торговли, углубление сотрудничества в сфере электронной коммерции, торговли услугами, малого бизнеса, расширение кооперации в инвестиционной и ‑экономической сферах, на реализацию крупных стратегических проектов, упрощение всех сопутствующих процедур.

Важным направлением развития взаимоотношений России и Китая аналитики Российского совета по международным делам считают продвижение таких региональных инициатив, как «Один пояс — один путь» и Большое евразийское партнерство (БЕП). Одним из шагов в развитии БЕП, в частности, стало вступление в силу Соглашения о торгово‑экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и КНР в 2019 году.

Одним из наиболее эффективных инструментов развития двусторонних отношений является сотрудничество между регионами России и Китая, отмечают эксперты.

Торгово‑экономические связи с Китаем поддерживают практически все субъекты России, сообщали ранее в Совете Федерации: две трети регионов связаны с провинциями КНР соглашениями о сотрудничестве, на уровне муниципальных образований таких соглашений порядка 200. География двустороннего взаимодействия постоянно расширяется и включает сегодня не только приграничные области, но и прибрежные провинции Китая и центральные субъекты РФ.

Наиболее успешными регионами России по уровню продуктивности взаимодействия с китайской стороной наряду с приграничными Амурской областью, Приморским краем и Еврейской автономной областью признаны Республика Татарстан и Тульская область, следует из индекса, подготовленного в 2023 году Институтом Китая и современной Азии РАН совместно с Национальным координационным центром международного делового сотрудничества и инвестиционной компанией А1.

Амурская область активно сотрудничает с китайскими компаниями в сфере строительства и промышленности, отмечают в РЭЦ. В Татарстане строится логистический центр, который должен стать перевалочным терминалом для отправки грузов между КНР и Россией. В Тульской области завершается локализация автозавода корпорации Great Wall.

Развитию экономических отношений на уровне регионов и муниципалитетов способствует сотрудничество в области культуры, образования и науки, отмечают в РЭЦ. Российские и китайские вузы активно сотрудничают в рамках совместных программ и проектов, что способствует развитию научного потенциала обеих стран. Школа экспорта РЭЦ в сотрудничестве с ведущими вузами страны обучает экспорту начинающих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) из любого региона России.

2024–2025 годы объявлены Годами культуры России и Китая. В начале 2024 года в городах Шэньян и Далянь прошел первый фестиваль‑ярмарка «Сделано в России». В фестивале приняли участие более 130 компаний из порядка 30 регионов России. В течение года еще два таких фестиваля состоялись в провинциях Хэйлунцзян и Сычуань и эта серия мероприятий продолжится в 2025 году, прием заявок на участие российских компаний уже открыт.

22 октября 2024 года в Казани в рамках саммита БРИКС прошла встреча председателя КНР Си Цзиньпина с президентом РФ Владимиром Путиным, в ходе которой китайский лидер заявил, что «обе стороны поддерживают дух постоянной добрососедской дружбы, всесторонней стратегической координации и взаимовыгодного сотрудничества, продолжают углублять и расширять всестороннюю стратегическую координацию и практическое сотрудничество в различных областях».

Условия и порог входа для
российских экспортеров

Существует несколько способов выхода на рынок КНР.
В зависимости от вида и масштаба предполагаемой деятельности иностранный инвестор может вести бизнес в Китае через представительство или филиал иностранной компании, китайскую дочернюю компанию со 100%‑ным иностранным участием или совместное предприятие с китайским партнером, созданное на базе китайской компании или товарищества, отмечают авторы «Руководства для инвесторов о ведении бизнеса в Китае — 2024».

Важно учитывать место учреждения компании: в зависимости от провинции или свободной экономической зоны (СЭЗ) иностранным инвесторам могут быть доступны различные регуляторные послабления, налоговые льготы и прочие экономические преференции. Многие иностранные компании предпочитают создавать дочерние предприятия в СЭЗ крупнейших провинций или городов Китая, где наиболее развита инфраструктура.

Иностранные компании, не являющиеся резидентами страны и не имеющие юридического присутствия на территории КНР, также вправе открыть счета в юанях или иностранной валюте в китайских банках или филиалах иностранных банков. Такие счета с определенными ограничениями могут использоваться для расчетов с китайскими контрагентами.

Как китайские контрагенты, так и государственные органы зачастую судят о благонадежности и финансовой стабильности компании по величине ее уставного капитала, поэтому на практике он обычно составляет от нескольких сотен тысяч до миллионов долларов США (в китайских юанях), отмечают эксперты.

В целом на реализацию проекта в КНР, по оценкам РЭЦ, необходимо закладывать не менее 100‒150 тыс. юаней, или порядка $21,4 тыс. Наличие сотрудников с китайским языком будет способствовать продуктивной работе с контрагентами.

Средний размер тарифа таможенной пошлины на российские товары в 2023 году составил 7,25%, по данным РЭЦ. Максимальные значения установлены на импорт отдельных сельскохозяйственных товаров — до 65%, например, на ввоз пшеницы и продукции из нее вне объема выделенных квот.

В Китае применяется несколько методов нетарифного регулирования импорта:

количественные методы — квотирование, лицензирование, запреты;

меры технического регулирования — стандартизация, сертификация, требования к специфической упаковке и маркировке товара, соблюдению определенных санитарно‑гигиенических норм и усложненные таможенные формальности;

санитарные и фитосанитарные меры.

Китай применяет тарифные квоты в отношении 4,5% товарных позиций. Квоты преимущественно затрагивают импорт продукции растительного происхождения (пшеница и продукция из нее, кукуруза и продукция из нее, сахар, хлопок). Под квотирование попадает импорт удобрений (мочевина, фосфат диаммония, сложные удобрения) и сахара. Поставки животноводческой продукции, за исключением шерсти, не попадают под сферу действия таких ограничений.

Средние значения пошлин на российскую продукцию в распределении по отраслям составляют:

Источник: по данным сервиса СППР «Барьеры и требования рынков»
Источник: по данным сервиса СППР «Барьеры и требования рынков»

Помимо таможенных пошлин при ввозе товаров на территорию Китая необходимо уплатить налог на добавленную стоимость (НДС), а в некоторых случаях — потребительский налог (аналог акциза). Ставка НДС составляет 13% для всех товаров. Сниженные ставки налога применяются в отношении услуг и ограниченного перечня товаров, включая зерновые культуры, растительные масла и семена, корма для животных, пестициды, удобрения, другую продукцию, указанную в актах Госсовета КНР.

Акцизом облагаются, к примеру, алкогольные напитки, табачные изделия, электронные средства курения, некоторая косметика, драгоценные украшения, автомобили и мотоциклы, синтетические краски и даже снаряжение для гольфа.

Система лицензирования импорта Китая включает неавтоматические и автоматические лицензии, отмечают в РЭЦ. Лицензии используются также для распределения и последующего импорта товаров в рамках тарифных квот. Китай применяет лицензии на импорт товаров двойного назначения, радиоактивных веществ, продукции военного назначения. Каталог товаров, подлежащих автоматическому импортному лицензированию, ежегодно обновляется и включает, в частности, сыпучие сельскохозяйственные продукты, сырье (руды, золу, топливо, неорганические химические вещества, металлы), механические и электрические изделия.

Запрещен импорт в страну бывших в употреблении и восстановленных товаров, некоторых токсических и химических веществ, твердых отходов, несортированной макулатуры, отходов текстильного сырья и лома цветных металлов, мясной продукции из диких животных, тигровой кости, опиатов, баранины и козлятины, колбасных изделий и ряда других продуктов.

Для ввоза и последующей продажи на территории страны отдельной продукции требуется регистрация в уполномоченных органах. Это, в частности, касается медизделий, лекарственных средств и ветеринарных препаратов, БАДов, детского питания, косметических средств, удобрений и пестицидов, кормов и кормовых добавок, а также некоторой продукции АПК.

За последние несколько лет российской стороне удалось добиться разрешения поставок в КНР говядины и свинины, сняты региональные ограничения на поставки сои (данная культура может ввозиться в Китай с территории всей страны). В настоящий момент, по данным РЭЦ, Россельхознадзор ведет работу по допуску на китайский рынок проса, сорго, фасоли, чумизы, муки ржаной, манной крупы и некоторых других круп.

С определенными сложностями могут столкнуться инвесторы при регистрации в Китае иностранных предприятий по производству, переработке и хранению продуктов питания. Дело в том, что с 2022 года Главным таможенным управлением Китая внедрена система электронной регистрации иностранных предприятий-поставщиков — CIFER. Все аттестованные пищевые предприятия должны быть внесены в китайскую регистрационную систему.

Пищевые продукты, экспортируемые в Китай, произведенные с января 2022 года, должны иметь маркировку с регистрационным номером, полученным от ГТУ КНР, или регистрационным номером, утвержденным Россельхознадзором, на внутренней и внешней упаковке пищевых продуктов, экспортируемых в Китай, отмечают в ведомстве.

Кроме того, для ввоза в КНР пищевой и сельхозпродукции обязательно получение карантинного разрешения.

Порядок получения разрешения регулируется территориальными органами ГТУ КНР и может различаться в зависимости от расположения пункта пропуска продукции.

Также есть технические барьеры, которые могут влиять на объем поставок и конкурентоспособность товаров, отмечают в РЭЦ. Сформированный центром «Справочник. Требования по оценке соответствия продукции» раскрывает основные требования к безопасности и качеству продукции по разным отраслям.

В качестве меры торговой защиты Китай применяет всего одну антидемпинговую меру в отношении импорта из России полиамида-6. Для остальной продукции из РФ действует ставка режима наибольшего благоприятствования, по данным торгпредства РФ в Китае. Она ниже, чем при стандартном режиме в отношении товаров всех стран — членов ВТО. При этом у РФ и КНР нет двустороннего соглашения, устанавливающего наиболее выгодные ставки, которое есть у многих других партнеров Китая, таких как Сингапур, Южная Корея, Индия, страны АСЕАН, а также у большинства африканских государств.

Получить оперативную информацию обо всех тарифных и нетарифных мерах, применяемых зарубежными странами в отношении российской продукции, можно в сервисе РЭЦ «Барьеры и требования рынков».

В отношении отдельных товаров, согласно государственным правилам КНР, обязательным является использование зарегистрированного товарного знака (ТЗ). При отсутствии такой регистрации реализация товара на рынке не допускается. При этом бумажные свидетельства на товарные знаки отсутствуют, оформляются только электронные.

Иностранцы могут подавать заявку на регистрацию ТЗ только через патентного поверенного, который состоит в Китайской ассоциации патентных поверенных (All‑China Patent Agents Association, ACPAA). Заявку можно также подать через российских патентных поверенных, зарегистрированных, например, на платформе «Профессионалы экспорта».

Примечательно, что в Китае ТЗ на латинице, кириллице и в иероглифическом написании — это разные знаки. Для китайских потребителей часто удобно, когда используются китайские названия для иностранных знаков в переводе (если знак представляет собой известное слово или сочетание слов) или в транслитерации (для фантазийных слов). Для транслитерации (сходное звучание) могут быть использованы несколько разных иероглифов. Поэтому желательно регистрировать иностранный товарный знак на китайском языке и привлекать специалистов, знающих китайских язык, для перевода и транслитерации иностранных товарных знаков, рекомендуют в РЭЦ.

Вопросами и защитой интеллектуальной собственности в КНР занимается Национальное управление интеллектуальной собственности. Охраняются как изобретения — новое техническое решение, поднимающее существующий уровень техники, промышленно применимое и охраняемое патентом, так и полезные модели — инновационная идея, которая может быть воплощена в устройстве и которую можно защитить патентом. Заявку на регистрацию изобретения или полезной модели можно также подать только через патентного поверенного (российского или китайского) и только на китайском языке.

Способы продвижения
российских компаний

Китайский рынок открывает для российских компаний серьезные возможности, при этом это специфический рынок с весьма разнообразной аудиторией и высокой конкуренцией. Поэтому продвижение российских компаний на рынке КНР требует комплексного подхода и учета специфики страны, конкретной территории и сектора, отмечают в РЭЦ. При правильном подходе и использовании всех доступных инструментов — большинство из них представлены на платформе «Мой экспорт» — компания сможет успешно продвигаться на китайском рынке и укреплять свои позиции.

Один из наиболее эффективных способов продвижения российских компаний в Китае — участие в международных выставках и ярмарках, отмечают в РЭЦ: «На таких мероприятиях компании могут продемонстрировать свои продукты и услуги, установить деловые контакты с потенциальными партнерами и клиентами».

Рост экономики Китая стимулировал развитие выставочно-ярмарочного бизнеса, отмечают в торгпредстве РФ в КНР. Ежегодно количество выставок и ярмарок в Китае увеличивается примерно на 10‒12%, проводится более 11 тыс. мероприятий, из которых свыше 2 тыс. имеют статус международных. В этом году торгпредство, например, выделяет более 150 значимых для российского бизнеса выставок.

На участие в ряде выставок можно получить поддержку и софинансирование от РЭЦ. Одним из инструментов продвижения является также инновационный формат фестивалей‑ярмарок «Сделано в России» в различных провинциях Китая, который запустил в 2024 году Российский экспортный центр.

Кроме того, совместно с Минсельхозом РФ в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» РЭЦ организовал в Китае демонстрационно-дегустационные павильоны российской АПК‑продукции. Отечественные производители могут разместить в таких павильонах образцы своих продуктов для знакомства с ними потенциальных покупателей за рубежом и повысить узнаваемость бренда среди иностранной аудитории, а также наладить b2b-контакты с потенциальными партнерами и дистрибьюторами.

Неотъемлемым условием продвижения на рынке Китая является также локализация продуктов, адаптация товаров и услуг под требования китайского рынка, говорят эксперты. Речь в том числе о переводе документации, адаптации упаковки и изменении дизайна продуктов.

Создание собственного офиса в стране повышает шансы компании быть более широко представленной на рынке и укрепить свои позиции, отмечают эксперты. Зарубежное представительство РЭЦ в Китае оказывает помощь российским экспортерам по разным вопросам.

Участие в бизнес-миссиях позволяет как в целом понять специфику экспортных операций и выйти на новые рынки, так и найти партнеров, заручиться поддержкой на региональном уровне, рассказали в РЭЦ.

Необходимую для работы с внешними рынками экспертную информацию предприниматели из регионов также могут почерпнуть на вебинарах по вопросам ВЭД. Доступ к онлайн-материалам по различным аспектам ведения внешнеэкономической деятельности можно найти в «Базе знаний экспортера».

Эффективные методы 
выхода на местные рынки

Китай — крупнейший рынок электронной коммерции в мировом масштабе, на его долю приходится более 50% всех онлайн‑транзакций. В 2023 году рынок e‑commerce Китая достиг приблизительно $2,22 трлн. Консалтинговая Claight Corporation прогнозирует, что среднегодовой темп роста рынка в период с 2024 по 2032 год составит 8,9% и к 2032 году объем рынка достигнет около $4,77 трлн. Драйвером роста является сельское население страны: по данным Министерства торговли Китая, в первом полугодии 2023 года объем розничных онлайн-продаж в сельской местности вырос на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Ключевыми игроками рынка являются: Alibaba — создатель Taobao и Tmall, лидирует на рынке e‑commerce с долей рынка 50,8%. JD.com — вторая по величине e-commerce площадка в Китае занимает 15,9% рынка. Pinduoduo — относительно молодой быстрорастущий маркетплейс — достиг доли 13,2%, по данным РЭЦ.

Объем китайского рынка трансграничной электронной коммерции в 2022 году превысил $300 млрд в стоимостном выражении, что на 7,1% больше, чем в предыдущем году, отмечают аналитики Claight Corporation. В 2023 году рост импорта-экспорта трансграничной электронной торговли составил 15,6%. Динамике способствуют инициативы правительства КНР, в том числе развитие пилотных зон и продвижение электронной коммерции «Шелкового пути» в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

Ключ к успеху китайской электронной коммерции в целом заключается в сочетании активной политики государства по ее развитию, высокой скорости интернета, эффективной и доступной системы доставки по всей стране, а также около 800 млн активных онлайн‑покупателей.

Использование социальных сетей и интернет‑маркетинга играет важную роль в продвижении продуктов и услуг российских компаний, а также для установления контактов с потенциальными клиентами и партнерами, отмечают в РЭЦ.

Китайская электронная коммерция имеет несколько ключевых особенностей. Например, популярный формат онлайн‑продаж в Китае — Livestreaming, когда популярные блогеры, или Key Opinion Leaders (KOLs), проводят прямые трансляции с демонстрацией товаров с возможностью совершения моментальных покупок. Пандемия ускорила развитие и внедрение этого формата. По данным Ali Research Institute, 39,2% китайских интернет-пользователей уже пользуются инструментом Livestreaming для стимулирования e‑commerce продаж.

Китайские социальные сети также играют ключевую роль в стимулировании e‑commerce. В Китае миллиардная интернет‑аудитория и 983,3 млн пользователей социальных сетей, что делает страну идеальным целевым рынком для продвижения в социальных медиаплатформах, по данным аналитиков The Global Statistics за 2024 год.

Пользователь в КНР в среднем проводит в соцсетях 1 час 57 минут в день. При этом ландшафт соцсетей в Китае сильно отличается от западного. Так, самыми популярными соцсетями Китая в 2024 году, по данным Statista, стали приложение для обмена сообщениями Weixin или WeChat (его используют 87% пользователей интернета), приложение для коротких видео Douyin (78,4%), мессенджер QQ (59,8%), медиафорум Baidu Tieba (58,8%), сайт социальной коммерции Xiaohongshu (51,2%), сервис микроблогов Sina Weibo (46,8%), сообщество коротких видео Kuaishou (47,6%).

По данным РЭЦ, в китайской e-com представлена широкая сеть национальных магазинов российских товаров под брендом «Сделано в России»: 14 магазинов функционируют на шести ведущих маркетплейсах Китая. На онлайн‑полках представлен широкий ассортимент пищевых товаров из России. Для резидентов национальных магазинов РЭЦ организует различные акции продвижения с привлечением локальных блогеров и российских узнаваемых в Китае амбассадоров в формате различных интеграций: стриминги, автограф-сессии, розыгрыши призов среди покупателей российских товаров, а также продвижение в ведущих китайских социальных сетях. Например, в течение четырехчасового стриминга китайского блогера с олимпийской чемпионкой по фигурному катанию Анной Щербаковой, аудитория фанатов которой в Китае превышает 5 млн человек, было реализовано российской продукции на сумму более 44 млн руб.

Специалисты РЭЦ помогают выбрать подходящие торговые площадки. Портал «Мой экспорт», в частности, предоставляет доступ к широкому спектру маркетплейсов, работающих в КНР, как локальным площадкам — JD.com, Alibaba, Pinduoduo, так и международным — Amazon, Etsy, Ebay. Финансовая помощь РЭЦ распространяется в том числе на размещение и продвижение товаров на китайских онлайн-платформах, что позволяет значительно снизить расходы на маркетинг и облегчает выход на рынок КНР.

Национальные бизнес-
обычаи
и нюансы бизнес-этики

За последние десятилетия как различия в поведении представителей различных провинций Китая, так и отличия китайской деловой этики от западной сильно сгладились, отмечают в РЭЦ: «Китаец может родиться в одной провинции, получить образование в другой, а работать в третьей. И это массовое явление». Массовая внутренняя миграция, быстрая урбанизация и вестернизация сильно сгладила культурные контрасты.

Тем не менее есть некоторые особенности ведение бизнеса в Китае.
Например, гуанси, или связь, — неотъемлемая часть деловой культуры Китая. Это основа основ для достижения успешных результатов в любой сфере деятельности, отмечают российские исследователи. Возникла эта концепция из китайской социальной философии конфуцианства и базируется на идее, что отношения играют фундаментальную роль во всех аспектах жизни, включая деловую сферу.

Поэтому даже между личными визитами принято сохранять постоянный контакт со своими коллегами, это необходимо для укрепления деловых взаимоотношений. При этом сегодня для промежуточных переговоров и поддержки связи в деловом общении в Китае нормой является задействовать мессенджер WeChat.

Наличие общего знакомого, который может представить вас будущему китайскому партнеру, повышает уровень доверия, отмечают в РЭЦ.

При личном общении, если в компании не владеют китайским языком, эксперты советуют пригласить переводчика: несмотря на то что английский язык является достаточно распространенным в бизнес-среде, общение на национальном языке дополнительно продемонстрирует уважение и серьезное отношение к партнерству.

В целом эксперты советуют не перехваливать на переговорах свою продукцию ил компанию, но всегда иметь при себе образцы продукции или статьи о компании. Не приветствуется также критика конкурентов: критический комментарий лучше передать заслуживающей доверия третьей стороной. А главное — не нужно принимать важные решения сразу, китайские бизнесмены ценят возможность обсудить детали коллективно.