Саудовская Аравия взяла курс на диверсификацию экономики, активно развивает несырьевые отрасли и наращивает объемы международного сотрудничества. Это открывает новые возможности для российских экспортеров
Саудовская Аравия взяла курс на диверсификацию экономики, активно развивает несырьевые отрасли и наращивает объемы международного сотрудничества. Это открывает новые возможности для российских экспортеров
Королевство Саудовская Аравия (КСА)
саудовский риял (SAR)**С 1986 года в Саудовской Аравии действует режим фиксированного валютного курса, курс саудовского рияла привязан к доллару США в соотношении 3,75:1.
арабский
на севере — субтропический, на юге — тропический,
резко континентальный, сухой
34,8 млн, 40% из них — иммигранты**по данным World Population Review на середину 2024 года, численность населения Саудовской Аравии составляла 34,8 млн человек (44‑е место в мире), около 40% населения — иммигранты
крупнейшее государство на Аравийском полуострове. Граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом на севере, Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами на востоке, Оманом на юго-востоке и Йеменом на юге. Омывается Персидским заливом на северо-востоке и Красным морем на западе. Площадь — 2,2 млн кв. км (13‑е место в мире)
Эль-Рияд (столица), Джидда («экономическая столица»), Мекка, Медина, Таиф
Россия и Саудовская Аравия наращивают масштабы экономического взаимодействия и планируют нарастить товарооборот между странами до $7 млрд к 2030 году; на середину прошлого года темпы роста составляли порядка 20% в годовом выражении, сообщал в прошлом году вице‑премьер Александр Новак.
На торговлю сельхозпродукцией в 2023 году пришлось более 60% всего объема товарооборота между двумя странами, в 2024‑м этот показатель достиг почти 90%. По данным российского правительства, на середину 2024 года объемы двусторонней торговли продукцией АПК достигли $1 млрд в год, в основном это экспорт российских зерновых на саудовский рынок.
По информации портала «Поле.рф», по итогам сезона‑2023/24 Саудовская Аравия заняла четвертое место среди крупнейших покупателей российского зерна, увеличив импорт до 4,5 млн т против 3,2 млн т в сезоне‑2022/23.
Кроме поставок зерновых, из которых 70% приходится на пшеницу, Россия продает в Саудовскую Аравию медицинское, оптическое и электрическое оборудование, нефтегазовое оборудование, косметические продукты, пластмассы, а также кондитерские изделия, мясо, рыбу и морепродукты, продукты химпрома и IT. По данным ФГБУ «Агроэкспорт», в Саудовской Аравии растет спрос на мучные кондитерские изделия — как со стороны местных жителей, так и за счет роста числа туристов, — и этот рынок является перспективным для российских экспортеров.
Торговый представитель Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия Станислав Янковец в числе перспективных направлений для развития делового партнерства называл строительную отрасль. По его словам, до 2030 года только по линии государства планируется реализовать строительные проекты на сумму порядка $900 млрд. Также он выделял сферу образования и здравоохранения, отмечая, что есть много запросов со стороны саудитов на российские образовательные программы, в том числе в области космонавтики и медицины. А в сфере здравоохранения интерес представляют проекты по строительству и управлению медицинскими объектами, а также фармацевтика, при этом на межправительственном уровне достигнута договоренность об упрощенной системе сертификации медпрепаратов.
Экспорт КСА в Россию представлен продукцией нефтехимической отрасли, а также продуктами питания, в частности финиками и креветками, для выращивания которых прибрежье Саудовской Аравии считается одним из самых подходящих в мире. По официальным данным КСА, ненефтяной экспорт Саудовской Аравии в РФ в 2023 году составил 48,5 млн саудовских риялов (около $12,9 млн) и включал алюминий, пластмассы, различные виды обычных металлов, фрукты и органические химические продукты. Ненефтяной импорт КСА из РФ составил 12,47 млрд саудовских риялов (примерно $3,3 млрд) и включал металлические изделия, зерно, мясо, железо, сталь, животные жиры и растительные масла.
Экономика Саудовской Аравии в основном базируется на доходах от продажи нефти, которые в 2023 году обеспечили порядка 77% бюджетных поступлений. Королевство располагает разведанными нефтяными запасами в объеме почти 300 млрд барр. (17% всех мировых запасов) и достаточными резервными мощностями для наращивания уровня добычи. Газовая отрасль КСА уступает нефтяной по своей значимости, но масштабы ее развития по мировым меркам существенны. По данным ОПЕК, подтвержденные запасы газа в стране составляют 8,44 млрд куб. м (4,6% от общемировых запасов), а средний уровень ежедневной добычи — 509 млн куб. м (9‑е место в мире и 3‑е место в регионе после Ирана и Катара). Большая часть добываемого газа идет на внутреннее потребление.
Вместе с тем в 2016 году Совет министров КСА утвердил масштабную программу социально-экономических преобразований «Видение 2030». Она представляет собой комплексную «дорожную карту» социально-экономического развития Королевства на период до 2030 года и нацелена на диверсификацию экономики и снижение зависимости от экспорта углеводородов. Основными двигателями экономического развития должны стать инвестиции и доходы от ненефтяных секторов, в первую очередь туризма, сферы развлечений и сектора услуг. При этом акцент делается на сокращение расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств.
Промышленную политику правительства определяет принятая в 2022 году Национальная промышленная стратегия, которая направлена на стимулирование роста и расширение частного сектора, особенно в сфере производства электроэнергии, телекоммуникаций, разведки залежей природного газа, нефтехимической промышленности, с целью снижения зависимости госбюджета от нефтяных поступлений и увеличения занятости населения.
Финансы для осуществления экономических преобразований в рамках «Видения 2030» аккумулированы в суверенном фонде, который был создан в результате реструктуризации Государственного инвестиционного фонда. Инвестиции направлены на развитие ненефтяных секторов экономики, а также на реализацию крупномасштабных инфраструктурных проектов. По планам руководства страны, к 2030 году это должно привести к увеличению доходов от ненефтяного сектора с 16 до 50% от ВВП, расширению доли частного сектора в ВВП до 65%, росту вклада в ВВП малых и средних предприятий до 35%, снижению уровня безработицы до 7%.
В частности, в рамках этой программы предполагается частичная приватизация транспортной системы, предприятий энергетического сектора, а также в сферах образования и здравоохранения.
По данным Государственной организации статистики КСА, по итогам 2023 года объем внешней торговли страны достиг $533,1 млрд, сократившись на 4,04% по сравнению с 2022 годом, при этом экспорт упал на 21,7% и составил $322,1 млрд, а импорт вырос на 10,4%, до $210,9 млрд. Доля ненефтяного экспорта в структуре совокупного экспорта КСА изменилась мало и по итогам прошлого года составила 22%.
Главными экспортируемыми товарами являются продукты нефтехимического производства, пластик, резина. Основными статьями импорта являются оборудование и приборы, товары АПК, электрические устройства, транспортные средства. Ведущие торговые партнеры Саудовской Аравии — Китай, Индия, Япония, Южная Корея, ОАЭ, США, Египет, Германия и Италия.
Даже в условиях сокращения запасов водных ресурсов Саудовская Аравия стремится самостоятельно обеспечивать свою продовольственную безопасность, выращивая овощи, фрукты, бахчевые, развивая птицеводство и молочную промышленность. Однако доля сельского хозяйства в структуре ВВП незначительна. В 2016 году было принято решение отказаться от выращивания пшеницы в пользу ее импорта.
КСА также один из крупнейших в мире импортеров вооружений. Основные поставщики — США, Великобритания, Франция. Королевство четыре года подряд — в 2019–2022 годах — сокращало свои военные расходы, однако в бюджете 2023 года на нужды армии и силовых структур было выделено $69 млрд, что на 5,8% выше, чем в 2022‑м, в 2024‑м они вновь выросли до $71 млрд. Это самая крупная расходная статья бюджета страны.
Дипломатические отношения между СССР и Саудовской Аравией были установлены в 1926 году, при этом Советский Союз стал первой страной в мире, признавшей создание Королевства. Однако в 1938 году официальные дипотношения были прерваны, и лишь в 1990 году было принято советско-саудовское коммюнике о возобновлении обмена диппредставительствами на уровне послов; в мае 1991 года было открыто посольство СССР в Эр‑Рияде, в декабре того же года — посольство Королевства в Москве.
В настоящее время между Россией и Саудовской Аравией поддерживается активный диалог, сложилась практика регулярных политических консультаций, осуществляется обмен делегациями на различных уровнях.
Президент России Владимир Путин трижды посещал Эр‑Рияд: в 2007 году с официальным визитом, в 2019‑м — с государственным и в 2023‑м — с рабочим визитом. Кроме того, в 2015 году состоялась его встреча с королем Саудовской Аравии Абдаллой Бен Абдель Азизом Аль Саудом на полях саммита «Группы двадцати» в Анталье. В 2017‑м король посетил Россию с государственным визитом. Наследный принц Королевства Мухаммед Бен Сальман, который в 2022 году занял пост председателя Совета министров страны, в 2015–2018 годах посещал Россию четырежды.
Между Россией и Саудовской Аравией действует ряд межправительственных соглашений, в том числе об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, о воздушном сообщении, о военно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а также в сфере исследований и использования космического пространства в мирных целях. Во время государственного визита президента РФ в Эр‑Рияд в октябре 2019 года было подписано более 20 двусторонних документов по линии профильных ведомств и компаний двух стран.
Одно из наиболее динамично развивающихся направлений торгово-экономического взаимодействия РФ и КСА — инвестиционное сотрудничество. В рамках заключенного в 2015 году соглашения о партнерстве между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Публичным инвестиционным фондом Саудовской Аравии реализовано более 40 совместных проектов в области информационных технологий, транспорта, инфраструктуры и нефтехимии на сумму свыше 1 трлн руб.
Для корректной оценки возможности и целесообразности выхода на рынок Саудовской Аравии в РЭЦ рекомендуют российским экспортерам предварительно изучить регуляторные требования, а также особенности таможенного и налогового законодательства страны и региона в целом.
Саудовская Аравия является членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) и членом Организации по стандартизации стран Персидского залива (GSO). Большинство стандартов, опубликованных государственным органом по стандартизации, метрологии и качеству (SASO), основаны на стандартах GCC, которые, в свою очередь, обычно базируются на международных стандартах. На сегодняшний день SASO опубликовал более 21 тыс. национальных стандартов и активно занимается разработкой новых. Стандарты, разработанные SASO, могут быть как обязательными (выполняют функции технических регламентов), так и добровольными. Часто импортер в КСА требует наличие сертификата соответствия международному стандарту ISO 9001 или эквивалентной системе менеджмента качества, отмечают в РЭЦ.
Комиссия по коммуникациям и информационным технологиям (CITC) имеет полномочия по импорту телекоммуникационных и IT‑продуктов и услуг. Недавно CITC опубликовала перечень обязательных к применению технических спецификаций, касающихся различных продуктов и услуг в пределах своей юрисдикции.
Саудовское управление по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами (SFDA) отвечает за регулирование, надзор и контроль за продуктами питания, лекарственными средствами, медицинскими изделиями, а также за установление обязательных стандартных спецификаций для них. Испытания проводятся только в одобренных SFDA лабораториях.
Государственный орган по стандартизации, метрологии и качеству SASO производит сертификацию продукции. С 2018 года действует SALEEM SABER — электронная система сертификации и оценки соответствия, работает как онлайн‑портал и охватывает как регулируемые, так и нерегулируемые продукты. Чтобы заявить регулируемый продукт на импорт, импортер должен будет инициировать запрос на сертификацию в системе SABER, сначала зарегистрировав свой продукт и введя сведения о нем, затем выбрав классификацию продукта, получить одобренный SASO орган по сертификации, получить сертификат соответствия на продукцию (PCoC), а затем сертификат соответствия отгрузки (SCoC), который отправляется на таможню Саудовской Аравии для проведения проверки. Весь процесс выполняется онлайн. Для нерегулируемых продуктов импортер должен самостоятельно декларировать продукт в SABER на основании испытаний по добровольным стандартам. Экспортеры должны уделять особое внимание требованиям стандартов SASO на маркировку, особенно продуктов питания, средств личной гигиены, товаров здравоохранения и фармацевтических препаратов, где применяются особые идентификационные символы, отмечают в РЭЦ.
Ведомство по интеллектуальной собственности (SAIP) занимается вопросами защиты интеллектуальной собственности. Иностранцы могут подавать заявку на регистрацию товарного знака только через патентного поверенного, который обычно подготавливает полный перечень документов. Мультиклассовые заявки не предусмотрены, для каждой группы однородных товаров/услуг регистрируется отдельный товарный знак. Средний срок регистрации заявки — четыре месяца при отсутствии возражений и 12 месяцев — в случае их наличия.
Для участия в государственных закупочных тендерах в Саудовской Аравии иностранным компаниям необходимо выбрать местного посредника или открыть представительство в стране, а также предварительно пройти квалификацию.
Кроме того, законодательство устанавливает приоритет саудовских компаний над зарубежными поставщиками при проведении госзакупок.
Оперативную информацию об обязательных требованиях к продукции и ее маркировке в КСА можно получить в разделе «Справочник. Требования по оценке соответствия продукции» на портале Российского экспортного центра.
Саудовская Аравия вместе с пятью другими странами — Оманом, Кувейтом, Катаром, Бахрейном и ОАЭ — входит в таможенный союз Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). На территории этих государств действует единый внешний тариф, а также единое законодательство в области таможенного регулирования. Подавляющее большинство товаров при ввозе на территорию ССАГПЗ облагается импортными пошлинами в размере 5%. Однако для Саудовской Аравии имеются исключения из общего тарифа, в связи с чем ставки ввозных пошлин по некоторым товарным позициям отличаются. По данным ВТО 2023 года, средняя применяемая тарифная ставка режима наибольшего благоприятствования Саудовской Аравии в 2022 году составляла 6,3%. По данным РЭЦ, средние значения пошлин на российскую продукцию в 2023 году составляли 6,69%.
На территории Саудовской Аравии, как и в других странах ССАГПЗ, для импортеров действует налог на добавленную стоимость по ставке 5%. Также в отношении определенного перечня товаров, например безалкогольных, сладких и энергетических напитков, табачной продукции, электронных устройств и оборудования, используемого для курения, применяются акцизы в размере от 50 до 100%.
Также существует запрет на ввоз в страну ряда категорий товаров, в частности свинины и продуктов из нее, крепкого алкоголя, наркотических веществ.
В целом это довольно обширный список, есть и ряд специфических запретов в отношении определенной продукции из России. Подробную информацию по текущим запретам и ограничениям можно найти на сервисе РЭЦ «Барьеры и требования рынков», там же содержится информация о таможенных пошлинах и их средних значениях в отраслевом разрезе.
Один из наиболее эффективных способов продвижения российских компаний в Саудовской Аравии — участие в международных выставках и ярмарках, рассказывают в РЭЦ. На таких мероприятиях компании могут продемонстрировать свои продукты и услуги, установить деловые контакты с потенциальными партнерами и клиентами. Агропроизводители могут обратить внимание на Saudi Agriculture 2025 — комплексную выставку сельскохозяйственного сектора.
Производителям продуктов питания для продвижения своей продукции можно посоветовать ее размещение в демонстрационно-дегустационных павильонах АПК, эта возможность предоставляется им РЭЦ бесплатно в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Основная цель павильонов — создание условий для проведения эффективной бизнес-коммуникации с потенциальными потребителями продукции и эффективного маркетингового продвижения с упором на созданную инфраструктуру присутствия российских производителей за рубежом.
Особое внимание — к продвижению продукции через каналы электронной торговли. Рынок электронной коммерции Саудовской Аравии занимает 29‑е место в мировом рейтинге e‑commerce и первое место в регионе, в 2023 году его объем достиг $12,5 млрд. Ожидается, что в период с 2024 по 2028 год этот рынок будет расти со среднегодовым темпом 10,1%, достигнув к 2028 году отметки $21 млрд. 50% населения КСА, имеющего доступ в интернет, а это почти 13 млн человек, совершают покупки на маркетплейсах.
Это позволит компании укрепить свои позиции на местном рынке. Также можно воспользоваться услугами представительства РЭЦ в КСА, которое открыто для помощи российским экспортерам по широкому кругу вопросов.
При этом следует иметь в виду, что значительно облегчить выход на новые рынки сбыта российским экспортерам могут меры господдержки, реализуемые через РЭЦ на цифровой платформе «Мой экспорт» с 2020 года в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», где экспортер может получить более 100 услуг.
Меры господдержки предусматривают финансирование и страхование сделок, а также субсидирование логистических затрат и расходов на сертификацию продукции, кроме того, российские экспортеры получают широкую маркетинговую поддержку.
Среди основных маркетинговых мер господдержки для экспортеров через «Мой экспорт» — организация их участия в международных выставках и компенсация соответствующих затрат, консультационная поддержка, включая анализ рынков по востребованности продуктов, выбор стратегий продвижения, адаптацию продукции под требования зарубежных рынков, ее сертификацию и другие аспекты.
Механизм финансирования участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска зарубежных партнеров и новых рынков сбыта — это один из самых эффективных методов представить свою продукцию потенциальным зарубежным партнерам. Кроме того, РЭЦ осуществляет поиск потенциальных партнеров в Саудовской Аравии по запросу российских компаний и в России по запросу саудовских компаний, организует и сопровождает их переговоры как в очном формате, так и в режиме видеоконференций.
А аккредитованные саудовские партнеры РЭЦ, работающие в сфере e‑com, оказывают услуги по размещению товаров российских компаний на электронных торговых площадках. Для выбора наиболее релевантного маркетплейса с целью представить продукцию на рынке Саудовской Аравии на портале «Мой экспорт» доступен автоматический сервис «Подбор маркетплейсов», который значительно упрощает поиск оптимальных вариантов под конкретный вид продукции.
Нужно учитывать, что Саудовская Аравия сегодня все еще остается достаточно закрытой страной, несмотря на принятый властями курс на бóльшую открытость. Процесс этот не быстрый. Основным поводом для приезда в страну туристов является хадж.
Население страны делится на клан Аль Сауд, коренное арабское население с определенными градациями, и иностранцев — тоже со своими определенными градациями. Правовой статус каждой группы сильно отличается от других.
Тем не менее есть ряд основных правил, которых следует придерживаться при выстраивании деловых контактов с партнерами из Саудовской Аравии.
Большое значение имеют принятые в этой стране нормы делового этикета, данные вопросы крайне чувствительны для восточных стран, о чем рассказывают на вебинарах РЭЦ. Есть несколько аспектов, которым нужно уделить особое внимание.
В арабской деловой культуре отсутствует привычное для европейцев разделение на личную жизнь и бизнес. По этой причине для успешного исхода предприятия необходимо заручиться доверием контрагента. Полезно будет провести личную встречу в неформальной обстановке или по крайней мере потратить время во время переговоров для знакомства. Надо быть готовым рассказать о себе, своей семье, а также задать вопросы партнеру, избегая, однако, прямых вопросов о женщинах в его семье.
Стоит избегать попыток вести бизнес по электронной почте или телефону, а вместо этого постараться организовать физическую встречу, чтобы установить личный контакт. Оптимальная одежда при этом — обычный деловой костюм. Главный принцип дресс‑кода в арабских странах — отказ от одежды с коротким рукавом и шорт.
Гостеприимство является ключевым аспектом арабской культуры, связанным с честью и уважением, а потому необходимо принимать подарки и угощения, которые вам будут предлагать. Лучше заранее приобрести подарок, чтобы подарить его в ответ. Также хорошим тоном будет направить партнеру ответное приглашение.
Арабская культура иерархична, а потому в ней ценятся внешние атрибуты, подчеркивающие влиятельность человека. По этой же причине арабы придают большое значение званиям, должностям и рангам. Чрезвычайно важно, чтобы уровень лица, участвующего в переговорах, соответствовал рангу контрагента.