Ключ от всех дверей:
как найти подход
к бизнесу
с Индией

Индия — локомотив глобального экономического роста. Последние несколько лет ВВП страны растет быстрее, чем в других странах G-20: в 2023 году темп роста составил 7,8%. В ближайшие 10–15 лет страна может войти в тройку первых экономик мира. Рост продолжится за счет увеличения трудоспособного населения и внутреннего спроса, что делает рынок Индии перспективным в том числе для российского несырьевого неэнергетического экспорта

Ключ от всех
дверей: как найти
подход к бизнесу
с Индией

Индия — локомотив глобального экономического роста. Последние несколько лет ВВП страны растет быстрее, чем в других странах G-20: в 2023 году темп роста составил 7,8%.

В ближайшие 10–15 лет страна может войти в тройку первых экономик мира. Рост продолжится за счет увеличения трудоспособного населения и внутреннего спроса, что делает рынок Индии перспективным в том числе для российского несырьевого неэнергетического экспорта

Страна:

Республика Индия

Валюта:

индийская рупия

Официальный язык:

хинди, английский

Климат:

субэкваториальный,
тропический

Население:

1,42 млрд
 человек,
 первое место в мире

Географическое положение:

расположена в Южной Азии, граничит с Пакистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Мьянмой и Бангладеш. По размеру территории (3,3 млн кв. км) занимает седьмое место в мире.

Крупнейшие города:

Нью-Дели (столица), Мумбаи, Калькутта, Ченнаи (Мадрас), Бангалор, Хайдерабад, Ахмедабад

Текущее состояние российско-индийских экономических отношений

За предыдущие десять лет товарооборот России и Индии вырос в 10,8 раза и в 2023 году достиг рекордных $65 млрд. Наша страна стала четвертым крупнейшим торговым партнером Индии после США, Китая и ОАЭ и вторым крупнейшим поставщиком товаров в Индию после Китая, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ).

В 2024 году рост товарооборота двух стран продолжился. В январе — апреле импорт российской продукции в Индию достиг $21,6 млрд, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года, по данным индийской таможни. Закупки Россией индийской продукции за четыре месяца 2024 года выросли на 21%, до $1,6 млрд.

На энергоносители и удобрения в период с 2022 по 2023 год пришлось 91% товарооборота между нашими странами, следует из доклада Российского совета по международным делам и Фонда «Синергия».

Увеличение российского экспорта в Индию, по оценкам РЭЦ, возможно, в частности, за счет поставок транспортного, металлургического, горно-шахтного и энергетического оборудования, электроники, оборудования для очистки воды и сжигания мусора, металлов, продукции леспрома, химпрома, АПК, а также информационных, финансовых, страховых, инжиниринговых, консалтинговых, образовательных, туристических услуг.

Что Россия экспортирует в Индию

  1. Минеральные продукты
  2. Машины, оборудование
    и транспортные средства
  3. Продукцию химической промышленности
  4. Драгоценные металлы и камни
  5. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
  6. Металлы и изделия из них
  7. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Что Россия импортирует из Индии

  1. Продукция химической промышленности
  2. Машины, оборудование
    и транспортные средства
  3. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
  4. Текстиль и обувь
  5. Металлы и изделия из них
  6. Драгоценные металлы и камни
Источник: портал russian-trade.com (Внешняя торговля России).

Интересные факты 
о стране


Бедная страна
с крупнейшей экономикой

По показателю номинального ВВП Индия относится к крупнейшим экономикам мира: в 2023 году он достиг $3,57 трлн, по данным Международного валютного фонда (МВФ). Больше только у США, Китая, Германии и Японии.

При этом по ВВП на душу населения по ППС (по паритету покупательной способности), который позволяет сравнивать уровень жизни в странах, устраняя влияния различий в ценах и доходах, Индия занимает лишь 129-е место ($9,3 тыс.).


Демографические дивиденды

Индия — самая густонаселенная стана в мире — в прошлом году, по данным ООН, обогнала Китай по численности населения на 2,9 млн человек. При этом люди в возрасте от 20 до 33 лет составляют около 33%, что является важной предпосылкой для роста потребительских расходов. К 2027 году потребительский рынок Индии станет третьим по величине в мире, прогнозируется в отчете BMI Country Risk and Industry Research. Рост реальных расходов домохозяйств через три года должен составить 29%; около 26% индийских домохозяйств достигнут годового располагаемого дохода в $10 тыс. Огромный пул дешевой рабочей силы и быстрое развитие внутреннего рынка, по мнению аналитиков, привлечет в ближайшие несколько лет значительный объем инвестиций в различные секторы индийской экономики.


Родина мультимиллиардеров

В первую десятку богатейших людей мира в 2024 году наряду с представителями США и Франции вошел индийский 66-летний мультимиллиардер, глава нефтяной компании Reliance Industries Мукеш Амбани. Согласно рейтингу Forbes «20 богатейших людей мира», Амбани с состоянием $116 млрд занимает девятое место. Компания индийского мультимиллиардера, основанная его отцом в 1966 году как небольшое производство текстиля, сегодня помимо энергоресурсов занимается телекоммуникациями, розничной торговлей и финансовыми услугами.

Семнадцатое место в списке Forbes также занимает представитель Индии. Состояние председателя правления Adani Group, 61-летнего Гаутама Адани оценивается в $84 млрд. Его компания является крупнейшим оператором аэропортов Индии, а также контролирует первый частный порт Мундра в штате Гуджарат.


Сервисная экономика

Ключевую роль в экономике Индии играет сектор услуг: его доля, по оценкам Всемирного банка, составляет 49,8% (по итогам 2023 года). А по данным Министерства статистики и реализации программ Индии, этот показатель достигает 54,8%. Высокая доля сектора услуг в экономике свойственна развитым странам: в США, например, на услуги приходится 78%.

В 2024 году индийский сектор услуг продолжил укрепляться, отмечают аналитики HSBC: индекс деловой активности в этой сфере растет на протяжении нескольких последних месяцев и является одним из самых высоких за последнее время, что дает позитивный сигнал инвесторам и предпринимателям, заинтересованным в индийском рынке.


Экосистема стартапов

В Индии развитая экосистема стартапов. Реализация программы «Стартап Индия» на национальном и региональном уровнях способствовала росту в стране за относительно короткий период числа высокотехнологичных компаний, говорится в исследовании Московского государственного института международных отношений МИД России. По данным на начало 2023 года в Индии действовало 92,7 тыс. стартапов, соответствующих критериям государственной программы. Общая стоимость экосистемы в 2022 году оценивалась в $370 млрд.

В целом индийские стартап-компании представляют более 50 сфер экономики. Большинство таких компаний занято в IT-секторе (11,9%), здравоохранении (9,3%), образовании (6,4%), сельском хозяйстве (5%) и пищевой промышленности (4,8%).

Экономика и сектор
международной торговли

С момента обретения Индией независимости в 1947 году ее ВВП вырос в 100 раз, до $3,5 трлн, а совокупный объем экспорта — в 500 раз, до $660 млрд в 2021/22 финансовом году, по данным «Яков и Партнеры». За предыдущие десять лет страна поднялась с 11-го на 5-е место в рейтинге крупнейших экономик мира, и ее ВВП продолжает расти быстрее мировых показателей (8,7% в 2021/22 финансовом году). Объем прямых иностранных инвестиций в Индию вырос с $35 до $85 млрд в год.

По данным Минфина Индии, в 2023/24 финансовом году рост ВВП составил 7,6%. Вклад Индии в мировой экономический рост в 2023 году в МВФ оценили в 16%. В текущем 2024/25 финансовом периоде Резервный банк Индии прогнозирует 7-процентный рост ВВП, МВФ — 6,8%. Страна останется «драйвером глобального роста в обозримом будущем», заявлял ранее исполнительный директор МВФ от Индии Кришнамурти Субраманьян.

Планы правительства Индии очень амбициозны. К 2047 году планируется в 12 раз нарастить прямые иностранные инвестиции, до $1 трлн, и экспорт, до $8 трлн. В целом к столетию независимости страна должна стать второй по величине экономикой мира: почти в 10 раз должен увеличиться показатель ВВП — до $32 трлн, а также доход на душу населения — до $20 тыс.

Экономический рост Индии обеспечит увеличение внутреннего спроса, развитие производства в сельскохозяйственном секторе и увеличение численности трудоспособного населения, прогнозирует МВФ

Структура экономики Индии: (доля в ВВП, %)

Источник: отчет Института исследований и экспертизы ВЭБ, 2023 год
Источник: отчет Института исследований и экспертизы ВЭБ, 2023 год

По численности рабочей силы Индия занимает второе место в мире после Китая — показатель превышает полмиллиарда человек. Медианный возраст населения при этом составляет 29 лет. Стране предстоит нарастить уровень образования и подготовки кадров, что может способствовать расширению образовательных программ и обучения индийских студентов в российских вузах, а также привлечению российских специалистов для работы над крупными проектами в Индии.

Кроме того, в стране прилагаются значительные усилия для улучшения инфраструктуры, включая транспортные сети, энергетику, водоснабжение и строительство жилья, что способствует ее экономическому росту.

В качестве одного из основных драйверов правительство страны определило IT-технологии — последние 15 лет страна занимает втрое место в мире по экспорту программного обеспечения, следует из отчета Российского экономического университета (РЭУ) им. Г. В. Плеханова и РУДН.

Индия целенаправленно идет к увеличению экспорта услуг — до $1 трлн к 2030 году. Согласно исследованию Goldman Sachs, в период с 2005 по 2023 год он вырос с $53 млрд до $338 млрд. Экономисты ожидают, что вклад сектора в ВВП страны к 2030 году достигнет 11% и будет оцениваться примерно в $800 млрд. 47% всего экспорта услуг страны приходится на сферу компьютерных технологий.

Также ставка делается на промышленный сектор с развитыми текстильной, автомобильной, химической, электронной, машиностроительной и металлургической отраслями. Он активно развивается и модернизируется, ориентируясь на технологические инновации, отмечают в РЭЦ. По данным Конфедерации индийской промышленности, по итогам 2022/23 финансового года Индия занимает третье место в мире по производству фармацевтической продукции по объему и 14-е место по стоимости. На долю страны приходится 20% мировых поставок дженериков.

Еще один экономический дайвер — сельское хозяйство, где занята половина населения страны, по данным РЭЦ. Основные культуры включают рис, пшеницу, хлопок, сахарный тростник, чай, кофе и фрукты.

При этом Индия импортирует только растительные масла, остальные продукты сельского хозяйства для удовлетворения внутреннего спроса производятся в достаточном количестве.

Вклад АПК в ВВП страны достигает 16–17%, по оценкам РЭУ и РУДН. Рост и развитие этого сектора увеличивает потребности в энергоресурсах и удобрениях из России, считают аналитики «Яков и Партнеры».

В целом Индия — нетто-импортер: она больше покупает, чем продает. В 2023/24 финансовом году наблюдалось некоторое сокращение дефицита торгового баланса. По данным Министерства торговли и промышленности, разница между импортом и экспортом сократилась на 35,7% по сравнению с предыдущим финансовым периодом и составила $78,1 млрд. Объем импорта составил $854,8 млрд, экспорта — $ 776,7 млрд. Однако уже в апреле этого года импорт начал снова расти высокими темпами.

Главные торговые партнеры Индии — США, Китай, Россия, Европейский союз, ОАЭ и Саудовская Аравия. Причем в пользу страны складывается как геополитическая ситуация с Россией, так и торговая война США с Китаем. Например, американская Apple по итогам 2022/23 финансового года увеличила производство своих смартфонов в Индии с 1 до 7%, сообщал ранее Bloomberg. Не исключено, что в стране появится и производство полупроводников, считают эксперты.

Индия стала одним из бенефициаров санкций на российские энергоносители, которые имеют большое значение для развития экономики Индии. По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на нефть в Индии к 2050 году вырастет почти на 80% до 8,3 млн барр. в сутки, а на природный газ — в три раза, до 170 млрд куб. м.

Рост товарооборота между нашими странами обусловлен в основном экспортом энергоносителей, и это долгосрочный тренд, но при этом существуют значительные возможности для расширения российского несырьевого неэнергетического экспорта в Индию, отмечают в РЭЦ.

Перспективные направления для расширения российского экспорта в Индию

Энергетическое оборудование
По мере реализации программ индустриализации Индии и увеличения количества рабочих мест продолжит расти дефицит электроэнергии. Это делает перспективными поставки в страну энергетического оборудования как для атомных электростанций, так и для электростанций на традиционных и возобновляемых источниках энергии.

Оборудование для горнодобывающей промышленности
Индия останется перспективным рынком для сбыта российского горно-шахтного оборудования. 80% спроса на энергоресурсы в стране по-прежнему удовлетворяется за счет угля, нефти и твердой биомассы. Поэтому спросом пользуются длиннозабойные механизированные очистные комплексы, крупные драглайны, карьерные экскаваторы, бульдозеры, большегрузные автосамосвалы и буровые установки, а также расходные материалы к перечисленной технике.

Машиностроение и транспорт
Планами модернизации и развития железнодорожного транспорта Индии стимулируют спрос на современные локомотивы и подвижной состав, современные системы сигнализации и безопасности движения, передовые технологии строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры.
Индийская сторона заинтересована также в российских судах на воздушной подушке и подводных крыльях для развития внутренних водных путей для транспортировки пассажиров и грузов.
Перспективной статьей российского экспорта в Индию считается также сельскохозяйственная техника, оборудование для обработки и переработки сельхозпродукции.

Городская инфраструктура 
В рамках Национальной программы развития промышленных коридоров (NICDP) в Индии планируется развитие 12 интеллектуальных промышленных городов. Будет расти потребность в развитии инфраструктурных городских проектов, связанных в том числе со строительством объектов водопотребления и очистки сточных вод в крупных городах.

Авиастроение
Развитие гражданской авиации и задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами требует развития парка самолетов малой и средней вместимости. Существует также программа развития малой авиации вдоль побережья Индии с использованием авиатехники с возможностью посадки на воду. Эти проекты открывают перспективы для поставок в Индию российских вертолетов гражданских модификаций всех типов — однодвигательных, двухдвигательных, транспортных, пассажирских, люксовой комплектации.

Химическая промышленность и удобрения
Индия — крупный импортер сельскохозяйственных ресурсов, в частности удобрений. Дальнейшее увеличение сельхозпроизводства остается важнейшим условием благосостояния страны, поскольку ее население продолжает расти. Как крупный производитель и экспортер удобрений, Россия может обеспечить их поставки в Индию.

Медицинское оборудование
Перспективна организация комплексных поставок в Индию российских медицинских изделий для лечебно-профилактических учреждений, мобильных медицинских комплексов для экспресс-оценки эпидемиологической обстановки и состояния здоровья населения в удаленных районах и оказания услуг специализированных медицинских подразделений.

Сельскохозяйственная продукция
Индия — один из крупнейших импортеров продовольствия в мире. Россия традиционно поставляет в Индию желтый горох, нут, кориандр, подсолнечное масло, пшеницу. Высокий потенциал в РЭЦ видят в увеличении поставок готовой мясной продукции из баранины, кур и свинины, растительных масел, бобовых культур и других продуктов питания.

Перспективные
направления для
расширения российского
экспорта в Индию


Энергетическое оборудование

По мере реализации программ индустриализации Индии и увеличения количества рабочих мест продолжит расти дефицит электроэнергии. Это делает перспективными поставки в страну энергетического оборудования как для атомных электростанций, так и для электростанций на традиционных и возобновляемых источниках энергии.


Оборудование для горнодобывающей промышленности

Индия останется перспективным рынком для сбыта российского горно-шахтного оборудования. 80% спроса на энергоресурсы в стране по-прежнему удовлетворяется за счет угля, нефти и твердой биомассы. Поэтому спросом пользуются длиннозабойные механизированные очистные комплексы, крупные драглайны, карьерные экскаваторы, бульдозеры, большегрузные автосамосвалы и буровые установки, а также расходные материалы к перечисленной технике.


Машиностроение и транспорт

Планами модернизации и развития железнодорожного транспорта Индии стимулируют спрос на современные локомотивы и подвижной состав, современные системы сигнализации и безопасности движения, передовые технологии строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры.

Индийская сторона заинтересована также в российских судах на воздушной подушке и подводных крыльях для развития внутренних водных путей для транспортировки пассажиров и грузов.

Перспективной статьей российского экспорта в Индию считается также сельскохозяйственная техника, оборудование для обработки и переработки сельхозпродукции.


Городская инфраструктура

В рамках Национальной программы развития промышленных коридоров (NICDP) в Индии планируется развитие 12 интеллектуальных промышленных городов. Будет расти потребность в развитии инфраструктурных городских проектов, связанных в том числе со строительством объектов водопотребления и очистки сточных вод в крупных городах.


Авиастроение

Развитие гражданской авиации и задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами требует развития парка самолетов малой и средней вместимости. Существует также программа развития малой авиации вдоль побережья Индии с использованием авиатехники с возможностью посадки на воду. Эти проекты открывают перспективы для поставок в Индию российских вертолетов гражданских модификаций всех типов — однодвигательных, двухдвигательных, транспортных, пассажирских, люксовой комплектации.


Химическая промышленность и удобрения

Индия — крупный импортер сельскохозяйственных ресурсов, в частности удобрений. Дальнейшее увеличение сельхозпроизводства остается важнейшим условием благосостояния страны, поскольку ее население продолжает расти. Как крупный производитель и экспортер удобрений, Россия может обеспечить их поставки в Индию.


Медицинское оборудование

Перспективна организация комплексных поставок в Индию российских медицинских изделий для лечебно-профилактических учреждений, мобильных медицинских комплексов для экспресс-оценки эпидемиологической обстановки и состояния здоровья населения в удаленных районах и оказания услуг специализированных медицинских подразделений.


Сельскохозяйственная продукция

Индия — один из крупнейших импортеров продовольствия в мире. Россия традиционно поставляет в Индию желтый горох, нут, кориандр, подсолнечное масло, пшеницу. Высокий потенциал в РЭЦ видят в увеличении поставок готовой мясной продукции из баранины, кур и свинины, растительных масел, бобовых культур и других продуктов питания.

Россия и Индия:
традиции сотрудничества

Взаимоотношения России и Индии отличаются длительной историей контактов и, можно сказать, проверены временем. «При упоминании слова „Россия“ первое слово, которое приходит на ум каждому индийцу, — это спутница Индии в счастье и горе. Россия — верный друг Индии», — отметил премьер-министр Индии Нарендра Моди во время визита в Москву летом 2024 года.

Взаимоотношения двух стран были заложены еще в древности, когда торговые и культурные контакты между Русью и индийской цивилизацией осуществлялись через шелковый путь. Примечательно, что первопроходцами и инициаторами развития экономических отношений двух цивилизаций стали именно предприниматели, купцы. Первым задокументированным и детально описанным посещением Индии русским стало путешествие тверского купца Афанасия Никитина в 1466–1472 годах.

Двусторонние попытки установить дипломатические контакты предпринимались в XVI–XVIII веках в период правления на территории современной Индии Могольской империи. Успехом увенчалось, в частности, как отмечают историки, посольство купца Семена Маленького, который по приказу Большой казны — центрального финансового учреждения России в XVII веке — возглавил торговую миссию в Индию в 1695 году и по итогам этой экспедиции в 1701 году получил разрешение на беспошлинную торговлю в городах Империи Великих Моголов. Результатом стало основание в Астрахани индийского купеческого двора. В Россию потекли восточные товары: чай, специи, текстиль, драгоценные камни.

Русские и индийские купцы торговали друг с другом на протяжении нескольких столетий вплоть до полной колонизации страны Англией в 1857–1859 годах.

После обретения Индией независимости в 1947 году СССР, правопреемницей которого является Россия, стал одним из первых государств, признавших суверенитет республики, и оказывал ей поддержку в разных сферах, включая космическую, энергетическую, оборонную, атомную, медицинскую, науку и технологии. Один из ярких примеров — полет в космос первого индийского космонавта Ракеша Шармы в 1984 году в рамках советской космической программы. Поставки СССР вакцин и обучение индийских врачей способствовали развитию индийской системы здравоохранения.

Сегодня Россия продолжает укреплять многосторонние связи с Индией, поддерживая на высшем уровне дружественные связи, демонстрируя единое стремление к обеспечению продовольственной безопасности и технологического суверенитета, следует из материалов «Яков и Партнеры».

При этом обе страны придерживаются многовекторной внешней политики, поэтому сотрудничество ведется как в двустороннем, так и в многостороннем режиме — в рамках международных организаций, таких как G20, ООН, ШОС и БРИКС.

При этом институционализированные торговые отношения между нашими странами начали развиваться только в начале XXI века. В 2007 году состоялось первое заседание Совместного форума по торговле и инвестициям в Нью-Дели, который стал площадкой для развития делового взаимодействия. В декабре 2023 года в Москве состоялся XIV Российско-индийский бизнес-диалог, который продемонстрировал качественный скачок в развитии взаимодействия бизнес-кругов двух стран, отмечают аналитики РСМД и фонда «Синергия».

Нарушение экономических связей России с западными партнерами и переориентация торговых потоков придает новый импульс ранее запущенным проектам, таким как международный транспортный коридор «Север — Юг», о строительстве которого Россия, Иран и Индия договорились в 2002 году, но который пока так и не получил должного развития. Также расширение торговых отношений идет на уровне бизнеса — как крупного, так малого и среднего. По оценкам «Яков и Партнеры», около 30 российских компаний уже вышли на индийский рынок, в Индии создано порядка 12 совместных предприятий с партнерами из РФ.

Одним из сдерживающих факторов для экономического взаимодействия между нашими странами сегодня является ограниченный доступ России к пользованию международной финансовой инфраструктурой. Однако даже в этом эксперты видят перспективы, которые позволят развивать альтернативные каналы для расчетов и гармонизировать торговлю. В 2022 году индийское правительство предоставило официальную возможность использовать свою национальную валюту для международных торговых расчетов, Резервный банк Индии позволил уполномоченным местным банкам открывать у себя специальные счета «востро» иностранных банков-корреспондентов в рупиях.

Заработанные российскими экспортерами рупии, хранящиеся в индийских банках, можно использовать для инвестиций в экономику Индии и для экспорта индийских товаров в Россию.

Условия и порог входа для
российских экспортеров

Внешнеторговая и инвестиционная политика Индии носит ярко выраженный протекционистский характер. Помимо различных нетарифных и технических барьеров для доступа иностранных товаров на индийский рынок, активно применяются антидемпинговые, защитные меры, минимальные цены, проводятся антидемпинговые и компенсационные расследования. Последние проводятся в случае импорта товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались субсидии, что может снижать конкурентоспособность местных производителей. По итогам компенсационных расследований могут быть введены соответствующие пошлины или приняты обязательства.

Индия пока не распространяет антидемпинговые меры на российскую продукцию, отмечают в РЭЦ, но для определенных видов продукции такие риски есть.Индия пока не распространяет антидемпинговые меры на российскую продукцию, отмечают в РЭЦ, но для определенных видов продукции такие риски есть.

Для успешного выхода на индийский рынок российским экспортерам необходимо учитывать высокие тарифные ставки, строгие нетарифные меры и возможные изменения применения мер торговой защиты.

В частности, в Индии сохраняются высокие ввозные пошлины, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство.

Средний применяемый тариф ввозных таможенных пошлин Индии для российских товаров в 2023 году составил 17%. Это одно из самых высоких значений в мире. Так, тариф на сельхозпродукцию, например, в среднем достигает 39%, а промышленные товары облагаются пошлиной 13,5%.

Страна также сохранила за собой право вводить квоты в отношении подсолнечного масла, рапсового масла, порошкового молока, однако в настоящее время она этими квотами не пользуется.

Ввозные пошлины по несырьевым товарным группам

Источник: РЭЦ
Источник: РЭЦ

В РЭЦ предупреждают, что импорт в страну отдельных видов продукции возможен только при получении лицензии. Соответствующий перечень определяет и публикует Министерство торговли и промышленности Индии. В него в том числе входят некоторые живые животные, птица и рыба, говядина и субпродукты, растения и семена, специи и пряности, картофель, семенная пшеница и другие злаки, этиловый спирт и настойки, шифер, мрамор, травертин, гранит и другие строительные известняки, песчаник, асбест амозит, гипс, уран, урановая и другая руда, некоторые химические вещества, органические удобрения.

Что нельзя ввозить в Индию:

  1. сливки, которые не были изготовлены из цельного молока или которые содержат менее чем 25% жирности;
  2. молоко, разбавленное водой;
  3. смесь двух или более растительных масел в качестве пищевого растительного масла;
  4. смеси из кофе с любыми ингредиентами, за исключением цикория, и некоторая другая продукция;
  5. слоновую кость;
  6. рыбные отходы;
  7. некоторые виды перца;
  8. сало и некоторые другие животные жиры;
  9. озоноразрушающие вещества;
  10. оружие и боеприпасы, самолеты и другие летательные аппараты, включая беспилотники, передатчики и устройства связи;
  11. восстановленную электронику;
  12. золотые и серебряные сплавы.
Источник: РЭЦ

Министерство торговли и промышленности Индии может сделать исключение и дать разрешение на ввоз ряда находящихся под ограничениями товаров, если их импорт в страну будет рекомендован уполномоченными органами.

Существуют также схемы, которые допускают ввоз товаров, не соответствующих стандартам или по сниженным пошлинам, если они необходимы для производства продукции, предназначенной впоследствии для экспорта Export Oriented Unit (EOU).

Помимо таможенных пошлин в стране взимается комплексный налог GST (Goods and Services Tax) в размере 5%, 12%, 18% и 28% в зависимости от налоговой группы товара или услуги. Табачные изделия облагаются повышенной ставкой. Кроме того, в отношении табака и табачных изделий, а также транспортных средств применяется сбор в пользу Фонда по ликвидации последствий национального бедствия (National calamity contingent duty).

Поскольку в Индии развернута антитабачная кампания, установлены высокие акцизы на сигареты и табачную продукцию, введена ограничительная политика в отношении импорта электронных сигарет и любых их компонентов.

Нетарифные барьеры включают обязательную регистрацию участников внешнеэкономических связей, выборочное лицензирование внешнеторговых сделок, жесткие требования по маркировке товаров, соответствие товаров индийским стандартам качества (IQS), меры по контролю за импортом сельскохозяйственной продукции — получение фитосанитарного сертификата и различных видов разрешений для ввоза в страну растений, фруктов, семян и продуктов животного происхождения.

Согласно требованиям Бюро индийских стандартов (БИС, Bureau of Indian Standards), в Индии насчитывается более 100 товаров, которые подлежат обязательной сертификации перед ввозом в страну, в частности продукты питания, пищевые добавки и красители, цемент, газовые баллоны, электроприборы, батареи различного назначения, рентгеновское оборудование. В металлургической промышленности действуют 33 стандарта, которые охватывают практически весь спектр изделий от горячего до холодного проката, от сплавов до нержавеющей стали.

При этом российским инвесторам предоставляются многочисленные льготы в свободных экономических и таможенных зонах (СЭЗ) Индии.

Большинство СЭЗ ориентированы на электронику и IT (65,7%), фармацевтику и биотехнологии (8,9%), многопрофильные (6,3%), инженерные (2,8%) и другие сферы (16,3%). Наибольшее количество СЭЗ находится в штатах Карнатака (62), Телангана (64), Махараштра (57).

Экспортное производство в СЭЗ не подпадает под действие законов и правил, действующих на внутренней таможенной территории Индии.

Какими преференциями можно воспользоваться в СЭЗ:

беспошлинный ввоз с таможенной территории Индии оборудования и сырья, необходимых для осуществления их производственной деятельности;

отсутствие необходимости в лицензии на создание малых предприятий и осуществление импорта;

увеличенный срок возврата экспортной выручки — 365 дней вместо 180, и амортизации основных средств — с пяти до восьми лет;

упрощенные таможенные процедуры и условия для внешних заимствований до $500 млн;

государственное обеспечение внешних инженерных коммуникаций.

Курирует работу с российскими компаниями подразделение Russian Desk государственного агентства Invest India.

Способы продвижения
российских компаний

Индийский рынок является приоритетным для отечественного бизнеса. Российский экспортный центр, в частности, ведет системную комплексную работу по налаживанию связей между российским и индийским бизнесом, в том числе через представительство РЭЦ в Мумбаи, открытое в 2019 году.

В 2023 году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) РЭЦ и агентство Invest India подписали соглашение, направленное на развитие двусторонних отношений и взаимное продвижение российских и индийских товаров на местных рынках.

Одним из наиболее эффективных способов продвижения российских компаний в Индии в РЭЦ считают участие бизнеса в международных выставках и ярмарках. На таких мероприятиях компании могут демонстрировать свои продукты и услуги, устанавливать новые деловые контакты и расширять базу клиентов.

Например, на международной выставке мебели и деревообрабатывающей промышленности IndiaWood можно увидеть новейшие технологические инновации в этой области. Международная выставка и конференция по химии ChemTech World Expo, которая проводится раз в два года, традиционно собирает на своей площадке представителей химических лабораторий, промпредприятий, госорганизаций, министерств, промышленных ассоциаций и компаний Индии, других стран Азии, Европы и СНГ, а также частных предпринимателей и руководителей текстильных, сельскохозяйственных, пищевых, фармацевтических, нефтехимических, горно-металлургических, строительных предприятий.

РЭЦ организует коллективные стенды под брендом Made in Russia на индийских выставках, а также бизнес-миссии в страну. Актуальное расписание доступно на платформе «Мой экспорт».

Участие в специализированных бизнес-миссиях и выставках предоставляет отличную возможность для продвижения продукции и ведения переговоров с потенциальными покупателями, как отмечают в РЭЦ. Например, для компаний, стремящихся расширить экспортные каналы или выйти на рынок Индии в сфере умных городов и решений для устойчивого развития городской инфраструктуры, участие в выставке Smart Cities India 2025 может быть весьма полезным. Это событие открывает уникальные возможности для российских экспортеров, предлагающих решения в области умных технологий, экологии и инфраструктуры.

Разобраться в вопросах взаимодействия с индийским бизнесом и продвижением своей продукции на этом рынке помогают также регулярные международные консультации и «База знаний» на сайте РЭЦ.

Эффективные методы 
выхода на местные рынки

Индийский рынок электронной коммерции демонстрирует один из самых высоких темпов роста в мире. В 2023 году его объем увеличился на 26% по сравнению с 2022 годом и составил $57‒60 млрд, по данным IBEF (India Brand Equity Foundation). Ключевыми факторами роста стали расширение доступности интернета, активное использование смартфонов и рост популярности цифровых платежей. В стране развиваются электронные торговые платформы — Amazon India, Flipkart, Myntra, IndiaMART, Meesho, JioMart.

Аудитория e-commerce Индии достигает почти 900 млн пользователей и занимает восьмое место в мире, по данным РЭЦ. При этом сектор характеризуется благоприятной государственной политикой. Это открывает новые возможности для реализации потенциала торгового сотрудничества с Индией.

Аккредитованные партнеры РЭЦ изучили основные площадки и помогают российским компаниям подобрать маркетплейс — помимо автоматического сервиса «Подбор маркетплейсов», на платформе «Мой экспорт» представлены конкретные рекомендации по созданию или развитию интернет-магазина и пошаговые инструкции по регистрации на иностранной торговой площадке.

Стать более заметными на индийском рынке и укрепить свои позиции позволяет создание в стране представительств и офисов компании, говорят в РЭЦ: «Это создает структурированные условия для работы и взаимодействия с местными партнерами и клиентами».

10 шагов для выхода на индийский рынок:

Изучите рынок: Исследуйте размеры рынка, тенденции спроса, конкуренцию и особенности потребительского поведения. «База знаний экспортера» позволит сориентироваться на новом рынке.

Определите свою целевую аудиторию: Выясните, кому именно будет предназначен ваш продукт или услуга в Индии: потребителям, бизнесу или другим организациям. Наилучший способ познакомиться с потребителем — посетить в Индии профильную выставку или принять участие в бизнес-миссии. Затраты на участие в выставках можно компенсировать с помощью РЭЦ.

Изучите юридические и таможенные аспекты экспорта: ознакомьтесь с требованиями по сертификации, лицензированию и регулированию продукции на российских и индийских ресурсах, в частности на сайтах таможенных управлений.

Позаботьтесь о защите своей интеллектуальной собственности: В Индии вопросы интеллектуальной собственности регулирует Офис генерального контролера по патентам, промышленным образцам и товарным знакам (CGPDTM). Иностранные компании должны подавать заявки через индийских патентных поверенных, и заявки принимаются только на хинди и английском языках. Процесс регистрации товарного знака занимает от десяти до 14 месяцев и может продлеваться каждые десять лет. Заявку на регистрацию изобретения можно подать только через патентного поверенного в Калькутте, Нью-Дели, Мумбаи и Ченнаи. Выдача патента в среднем занимает три-четыре года. Действует патент 20 лет с даты подачи заявки.

Выберите партнера: местный дистрибьютор или партнер позволит установить локальное присутствие, поможет с распределением продукции и поддержкой клиентов. Познакомиться с потенциальными партнерами можно, например, на выставках и во время деловых-миссий РЭЦ.

Разработайте маркетинговую стратегию: учитывайте особенности индийского рынка, адаптируйте продукт под местные предпочтения, ценообразование и каналы продаж. В Индии развит малый и средний секторы производства, поэтому экспортная продукция с учетом стоимости логистики, таможенных пошлин, стоимости сертификации и прочих накладных расходов априори попадает в дорогой сегмент.

Оцените затраты входа на рынок: планируйте финансовые расходы на маркетинг, дистрибуцию, юридическую поддержку и другие административные расходы. Посоветуйтесь с компаниями, которые уже имели подобный опыт, или специалистами, которые работают в Индии.

Запланируйте пилотный запуск продукта или услуги на индийском рынке. Оцените результаты и внесите необходимые коррективы в вашу стратегию, основываясь на обратной связи и анализе данных. Пилотный проект тоже должен быть коммерчески успешным.

Продолжайте развивать отношения с клиентами и партнерами. Чтобы укрепить позиции на рынке, обеспечьте поддержку и сервисное обслуживание клиентов. Индийский бизнес может с недоверием относиться к иностранным компаниям именно потому, что видит риски в возможном отсутствии поддержки. Наличие постоянного представительства в Индии с созданием сервисной базы существенно укрепит уверенность индийских потребителей в иностранном партнере.

10 шагов для выхода на индийский рынок:


Изучите рынок

Исследуйте размеры рынка, тенденции спроса, конкуренцию и особенности потребительского поведения. «База знаний экспортера» позволит сориентироваться на новом рынке.


Определите свою целевую аудиторию

Выясните, кому именно будет предназначен ваш продукт или услуга в Индии: потребителям, бизнесу или другим организациям. Наилучший способ познакомиться с потребителем — посетить в Индии профильную выставку или принять участие в бизнес-миссии. Затраты на участие в выставках можно компенсировать с помощью РЭЦ.


Изучите юридические и таможенные аспекты экспорта

ознакомьтесь с требованиями по сертификации, лицензированию и регулированию продукции на российских и индийских ресурсах, в частности на сайтах таможенных управлений.


Позаботьтесь о защите своей интеллектуальной собственности

В Индии вопросы интеллектуальной собственности регулирует Офис генерального контролера по патентам, промышленным образцам и товарным знакам (CGPDTM). Иностранные компании должны подавать заявки через индийских патентных поверенных, и заявки принимаются только на хинди и английском языках. Процесс регистрации товарного знака занимает от десяти до 14 месяцев и может продлеваться каждые десять лет. Заявку на регистрацию изобретения можно подать только через патентного поверенного в Калькутте, Нью-Дели, Мумбаи и Ченнаи. Выдача патента в среднем занимает три-четыре года. Действует патент 20 лет с даты подачи заявки.


Выберите партнера

местный дистрибьютор или партнер позволит установить локальное присутствие, поможет с распределением продукции и поддержкой клиентов. Познакомиться с потенциальными партнерами можно, например, на выставках и во время деловых-миссий РЭЦ.


Разработайте маркетинговую стратегию

учитывайте особенности индийского рынка, адаптируйте продукт под местные предпочтения, ценообразование и каналы продаж. В Индии развит малый и средний секторы производства, поэтому экспортная продукция с учетом стоимости логистики, таможенных пошлин, стоимости сертификации и прочих накладных расходов априори попадает в дорогой сегмент.


Оцените затраты входа на рынок

планируйте финансовые расходы на маркетинг, дистрибуцию, юридическую поддержку и другие административные расходы. Посоветуйтесь с компаниями, которые уже имели подобный опыт, или специалистами, которые работают в Индии.


Запланируйте пилотный запуск продукта или услуги на индийском рынке

Оцените результаты и внесите необходимые коррективы в вашу стратегию, основываясь на обратной связи и анализе данных. Пилотный проект тоже должен быть коммерчески успешным.


Продолжайте развивать отношения с клиентами и партнерами

Чтобы укрепить позиции на рынке, обеспечьте поддержку и сервисное обслуживание клиентов. Индийский бизнес может с недоверием относиться к иностранным компаниям именно потому, что видит риски в возможном отсутствии поддержки. Наличие постоянного представительства в Индии с созданием сервисной базы существенно укрепит уверенность индийских потребителей в иностранном партнере.

Национальные бизнес-
обычаи
и нюансы бизнес-этики

Индия — страна с богатым культурным и языковым разнообразием. Более 22 официальных языков и около 720 диалектов с 13 вариантами написания делают вопрос языкового барьера критически важным. Впрочем, общепринятым деловым языком является английский. Разобраться в нюансах поможет «Учебное пособие. Особенности ведения бизнеса в Индии».

Ведение бизнеса в Индии требует от предпринимателей понимания и уважения местных обычаев и традиций. Так, финансовый год длится с апреля по март. В течение года в стране празднуется множество праздников, которые варьируются в зависимости от региона и исповедуемой религии. Учитывая, что религиозные обычаи и ритуалы играют важную роль в жизни граждан страны, подлинный интерес к ним иностранца, как правило, приветствуется. Но разговоры на религиозные темы не всегда воспринимаются положительно.

Крупнейшие национальные праздники: День республики — 26 января, День независимости — 15 августа и Ганди Джаянти (день рождения Ганди) — 2 октября.

В целом в деловой практике межличностные отношения имеют большое значение — индийцы имеют сильное чувство общности, социальной иерархии и привыкли к нехватке личного пространства. Хорошим тоном считается поинтересоваться личной жизнью партнера по бизнесу. Однако разговоров о политике и уровне социально-экономического развития страны следует избегать. Впрочем, если осведомленный собеседник отметит успехи страны и ее потенциал, это могут оценить. Экономические реформы и актуальные достижения в развитии страны — популярная тема для светской беседы.

Еще несколько фактов о привычках и деловом этикете позволят понять «культурный код» местных бизнесменов.

Так, например, у индийцев не принято говорить «нет». Поэтому если потенциальный партнер пообещал ответить завтра, то ответа может вовсе не последовать. Индийцы не хотят обидеть отказом.

В Индии не принято спешить. Опоздать на встречу или даже вовсе не прийти, предупредив об этом за пять минут, либо вовсе не уведомить — в порядке вещей. Не стоит делать из этого негативные выводы, лучше воспринять как данность.

При знакомстве в стране принято обмениваться визитными карточками, которые обязательно должны быть на английском языке. В Индии с уважением и почтением относятся к званиям, научным степеням, высоким должностям.

Практика РЭЦ показывает, что успех в переговорах зависит исключительно от настойчивости, четкого планирования и логики аргументов. Первая встреча, как правило, не приносит результат в плане продвижения продукта. Индийцы, возможно, просто желают посмотреть продукт или пообщаться с потенциальным зарубежным партнером. Поэтому во время переговоров необходимо иметь возможность продемонстрировать образцы и фотографии продукции. Важно показать потенциальному индийскому партнеру, как он может заработать или сэкономить на вашем продукте с минимальными вложениями для себя. Немаловажным фактором является также наличие положительного опыта и результатов применения продукции в других странах.

В переговорах с индийской стороной следует запастить терпением: местные бизнесмены долго обсуждают условия сделок и не принимают скоропалительных решений. Более того, уже достигнутые договоренности в Индии могут несколько раз пересматриваться.

Лучше заранее подготовить ответную позицию на предложение локализовать производство, создать компанию, нанять представителя в Индии. Полезный подарок в завершении встречи оставит приятное впечатление. Но не стоит дарить продукты питания и сладости. В Индии принято письменно благодарить партнера после переговоров за проведенную встречу, это позволит также зафиксировать договоренности.