
Индонезия — крупнейший архипелаг и стратегически важный узел на торговых путях между Европой, Ближним Востоком и Восточной Азией. Экономика страны —крупнейшая в Юго-Восточной Азии, а к 2030 году, по замыслам индонезийских властей, должна войти в топ-10 мировых экономик. Правительственные инициативы, направленные на цифровую трансформацию, стимулирование инвестиций и поддержку бизнеса, делают эту страну весьма перспективной для российских предпринимателей.
Индонезия — крупнейший архипелаг и стратегически важный узел на торговых путях между Европой, Ближним Востоком и Восточной Азией. Экономика страны —крупнейшая в Юго-Восточной Азии, а к 2030 году, по замыслам индонезийских властей, должна войти в топ-10 мировых экономик. Правительственные инициативы, направленные на цифровую трансформацию, стимулирование инвестиций и поддержку бизнеса, делают эту страну весьма перспективной для российских предпринимателей.


Республика Индонезия
индонезийская рупия (IDR)
индонезийский
в основном экваториальный, влажный, с признаками субэкваториального в отдельных регионах. Среднемесячная температура на равнинах около 26 °C, уровень влажности высокий, в среднем 80 %
286,17 млн человек
(4 место в мире)
крупнейшее государство в Юго-Восточной Азии и крупнейшее островное государство в мире, расположенное на 17,5 тыс. островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. Значительная часть островов относится к Большим Зондским и Малым Зондским. Омывается водами Тихого и Индийского океанов. На суше граничит с Малайзией — на острове Калимантан, Папуа — Новой Гвинеей — на острове Новая Гвинея, Восточным Тимором — на острове Тимор. Сухопутная территория — 1,92 млн кв. км (14 место по площади в мире). Страна разделена на 36 провинций и две особые административные единицы — Особый столичный округ Джакарта и Особый округ Джокьякарта.
Джакарта (столица, расположена на острове Ява, население свыше 10 млн человек), Сурабая, Бандунг, Бекаси, Медан, Тангеранг, Депок, Семаранг, Палембанг и Макасар
С 2019 года реализуется план переноса столицы в строящийся на острове Калимантан город Нусантара.
За последние пять лет взаимный товарооборот между Россией и Индонезией вырос более чем на 80%, до 4,3 млрд по итогам 2024 года, сообщает официальный сайт правительства России. Также по итогам прошлого года Индонезия вошла в тройку ведущих внешнеторговых партнеров России в АСЕАН (англ. Association of South East Asian Nations — межправительственная организация государств Юго-Восточной Азии, помимо Индонезии, входят Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины).
По итогам 2024 года объем российского экспорта в Индонезию, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ в составе АО «Российский экспортный центр», АО «ЭКСАР», АО Росэксимбанк) сократился на 3%, до $1,5 млрд — главным образом из-за снижения поставок нефти и нефтепродуктов. При этом на долю несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) из России приходится 52%. ННЭ по итогам прошлого года также сократился — на 9%, до $759,4 млн.
В структуре ННЭ по итогам 2024 года преобладали экспорт зерновых, продукции металлургии и химической промышленности. На зерновые, главным образом, пшеницу, пришлось 41% от общего объема поставок; на продукцию металлургии — полуфабрикаты нелегированной стали, алюминий и его сплавы — 31%; химпрома, включая калийные, смешанные и азотные удобрения, а также пластмассовые трубы, фитинги и шланги — 24%. В экспорте промышленной продукции эксперты РЭЦ также выделяют компьютеры и комплектующие, чугун, медицинскую технику, смешанные удобрения.
В свою очередь объем российского импорта из Индонезии, в структуре которого несырьевая неэнергетическая продукция занимает 99,8%, по итогам 2024 года увеличился на 6%, до $2,82 млрд. Главными драйверами стали поставки в нашу страну какао-масла, кокосового и пальмоядрового масел, кофе, глинозема, обуви.
По оценкам РЭЦ, опыт, оборудование и технологии российских компаний востребованы в следующих отраслях:
Горнодобывающая промышленность (цифровизация и повышение эффективности процессов разведки и добычи полезных ископаемых, совместная разработка угольных месторождений);
Нефтегазовая промышленность (геолого-геофизическая разведка шельфовых морей, транзитных и прибрежных зон, разработка перспективных месторождений, повторная разработка и повышение нефтеотдачи ранее заброшенных нефтеносных скважин);
Гидроэнергетика (строительство новых и модернизация действующих объектов);
Альтернативные источники энергии (термальные электростанции, солнечная энергетика);
Строительство объектов инфраструктуры (глубоководные порты, нефтегазовые хранилища, строительство водоочистных сооружений и водоснабжения, жилищное строительство в рамках программы обеспечения доступным жильем малоимущих слоев населения и др.);
IT-технологии (кибербезопасность, цифровой документооборот и цифровые подписи, финтех, облачные хранилища).
Актуальные данные о выявленных автоматизированной моделью перспективных рыночных нишах доступны в сервисе «Ниши» на платформе «Мой экспорт».


Индонезия является крупнейшей экономикой в Юго-Восточной Азии — валовой внутренний продукт (ВВП) Индонезии в 2024 году, по данным Организации сотрудничества и экономического развития (ОЭСР, англ. Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) составил более $1,37 трлн, прибавив более 5% к показателю 2023-го. Как говорится в отчете руководителя группы «Общество, экономика и политика: Европа и мир» компании Statista Аарона О’Нила, в период с 1980 по 2024 год ВВП страны вырос примерно на $1,3 трлн, в разные годы демонстрируя неодинаковую динамику. Экономика Индонезии значительно пострадала от пандемии, в 2020 году ВВП страны оказался на 5,4% ниже, чем в 2019-м. Однако уже с 2022 года, как следует из материалов ОЭСР, он вернулся к среднегодовому 5%-ному росту, что соответствует допандемийным показателям.
В первом квартале 2025 года экономика Индонезии, несмотря на сложную ситуацию в мире, выросла на 4,9 % в годовом исчислении, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) «Экономические перспективы Индонезии» (IEP) за июнь 2025 года. По прогнозам Statista, до 2030 года ВВП страны увеличится примерно на $669,21 млрд. В августе 2025 года инфляция составила плюс 2,31% год году и минус 0,08% к июлю.
Как говорится в материалах Торгового представительство России в Республике Индонезии, структура ВВП по отраслям экономики в текущих ценах в 2024 году не претерпела особых изменений: доминирует обрабатывающая промышленность — 18,98%; оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов — 13,07%; сельское, лесное и рыбное хозяйство — 12,61%; строительный сектор — 10,09%, горнодобывающая промышленность — 9,15%. Доля этих пяти секторов достигла 63,9% ВВП.
Основным драйвером остается частное потребление, а также экспорт, объемы которого выросли благодаря высокому мировому спросу на сырье. По данным Центрального статистического агентства Индонезии (Badan Pusat Statistik, BPS), расходы домохозяйств выросли в 2024 году на 4,94% по сравнению с 2023 годом до 54,04% от ВВП, — на них традиционно приходится более половины индонезийской экономики. Экспорт товаров и услуг за 2024 год увеличился на 6,51% до 22,18% от ВВП. По итогам прошлого года он составил больше $266,5 млрд, а за первое полугодие 2025-го — превысил $160,16 млрд.
Значения импорта при этом составили почти $235,2 млрд и более $133.8 млрд соответственно.
Основу товарного экспорта Индонезии по-прежнему составляют сырьевые ресурсы, однако усилия по диверсификации экономики и политика, направленная на ослабление зависимости от сырьевых доходов, способствовали увеличению экспорта обработанных металлических изделий и транспортных средств в последние годы, констатируют аналитики ОЭСР.
Страна является крупным экспортером многих товаров: пальмового масла (1-е место в мире по экспорту), сжиженного газа (5-е место в мире), энергетического угля, олова, сельхозпродукции (натуральный каучук, копра, кофе, чай и пряности), тропической древесины и изделий из нее, отмечают в РЭЦ. Основные торговые партнеры: Китай, США, Япония, Сингапур, Индия, Южная Корея, страны АСЕАН.
Индонезия богата различными ископаемыми: олово, бокситы, никель, марганец, свинец, медь, цинк, хром, залежи газа и драгоценные камни, отмечают в РЭЦ.
Эффективная макроэкономическая политика, в том числе низкий уровень инфляции, достаточные финансовые резервы и строгое соблюдение фискальных правил, способствовали повышению экономической устойчивости Индонезии, отмечают аналитики ВБ. Одновременно они уточняют, что экономический рост пошел на пользу в основном бедным слоям населения, но при этом замедлился рост благосостояния среднего класса из-за снижения потребления. В будущем важно создавать качественные рабочие места для поддержания уровня жизни среднего класса, рекомендуют в ВБ.
Снижается количество бедного населения и растет средний класс. По данным BPS, доля бедных в Индонезии по состоянию на март 2025 года составляла около 8,5%. В отчете Всемирного банка «Стремящаяся к развитию Индонезия: расширение среднего класса» в 2020 году отмечалось, что за чертой бедности находятся 10,7% индонезийцев, 28 млн человек. При том, что средний класс растет быстрее других групп населения, и к тому времени в Индонезии насчитывалось не менее 52 млн экономически благополучных граждан, то есть каждый пятый индонезиец. Еще 61,6 млн (23,3%) человек относились к уязвимой группе и 3,1 миллиона (1,2%) — к высшему классу с высокими доходами. Уровень безработицы в марте 2025 года был зафиксирован на уровне 4,76%, по данным BPS.
Правительство Индонезии активно привлекает иностранные инвестиции, и за 2024 год они выросли на 21% до $55 млрд, следует из обзора торгпредства РФ в Индонезии. Внутренние инвестиции увеличились на 20,6% до $49,7 млрд. Основные направления вложений: металлургия ($13,6 млрд), горнорудная промышленность ($5,2 млрд), бумажная и печатная промышленность ($4,8 млрд), логистика и телекоммуникации ($4,7 млрд), химическая и фармацевтическая промышленность ($4,1 млрд). Крупнейшие инвесторы: Сингапур ($20,1 млрд), Гонконг ($8,2 млрд), Китай ($8,1 млрд), Малайзия ($4,2 млрд), США ($3,7 млрд). Большая часть сингапурских инвестиций фактически происходит из других стран через сингапурский хаб, отмечают в российском торгпредстве.
Росту инвестиций в индонезийскую экономику должна помочь новая жилищная инициатива правительства и запуск суверенного фонда благосостояния Danantara. В отчете Всемирного банка подчеркивается потенциал жилищного сектора как катализатора инклюзивного роста. Цель правительства — ежегодный ввод 3 млн единиц жилья, что соответствует его стратегии — «люди в первую очередь». Ежегодные государственные инвестиции в жилищное строительство в размере $3,8 млрд могут создать 2,3 млн рабочих мест и привлечь $2,8 млрд частного капитала, улучшая условия жизни и экономические возможности для миллионов индонезийцев. Для реализации инициативы эксперты ВБ предлагают: увеличить инвестиции в инфраструктуру, реформировать финансирование государственного жилья для привлечения частного капитала, интегрировать в стратегию вопросы устойчивости к стихийным бедствиям, а также улучшить координацию между секторами и уровнями власти. Как отметил ведущий экономист Всемирного банка в Индонезии Хабиб Раб, жилищная программа Индонезии направлена не только на строительство домов, но и на создание более сильной и инклюзивной экономики.
Большие надежды в Индонезии связаны с программой «Making Indonesia 4.0», запущенной бывшим президентом республики Джоко Видодо, который выражал уверенность, что ее реализация поможет стране к 2030 году войти в десятку крупнейших экономик мира, увеличить долю обрабатывающей промышленности до 26%, а также ежегодный рост ВВП до 7%. Программа опирается на технологии искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей, человеко-машинный интерфейс, 3D-печать и роботизированные и сенсорные решения, говорится в материалах консалтинговой компании InCorp Indonesia. Правительственна инициатива направлена на развитие пяти промышленных секторов — производство продуктов питания и напитков, автомобилестроения, электроники, химпрома и текстильной индустрии. Запуск стартапа в этих секторах может быть эффективен с точки зрения господдержки, отмечают эксперты компании. Большим потенциалом, по их мнению, также обладают сферы ИИ, дополненной реальности, криптовалюты и финтеха.
Согласно рейтингу принятия криптовалют аналитической компании Chainalysis (2025 г.), Индонезия занимает седьмое место в мире по уровню распространения цифровых активов. Несмотря на запрет использования криптовалют в качестве платежного средства внутри страны, их торговля разрешена через лицензированные биржи, что позволяет использовать их как инвестиционный инструмент.
Учитывая активное присутствие российских платежных агентов в Индонезии, а также развитую инфраструктуру для операций с криптоактивами, страна может служить удобной промежуточной юрисдикцией для участников экспортно-импортных расчетов с использованием цифровых валют. Главным условием успешности таких расчетов должно стать соблюдение цифровой гигиены (использование чистой криптовалюты), а также соответствие требованиям как российского, так и индонезийского регулирования, где еще сохраняются некоторые ограничения на оборот криптовалюты.
Таким образом, Индонезия обладает крупным потенциалом не только как торговый партнер России, но и как ворота в большой мир, которые уже сегодня формируются на ее территории. Использование цифровых технологий, в свою очередь, только ускоряет этот процесс и делает его более надежным и бесшовным.
Туризм, который до пандемии составлял 5 % ВВП и обеспечивал 10 % занятости, сегодня также восстанавливается после пандемии, хотя количество туристов и их расходы все еще значительно ниже показателей допандемийного периода, проанализировали в ОЭСР. По данным BPS, в 2024 году страну посетило около 13,9 млн иностранных туристов, в первом полугодии 2025-го — более 7 млн.
Взаимные туристические потоки между Россией и Индонезией в прошлом году достигли почти 200 тыс. поездок, увеличившись на 14% по отношению к предыдущему году и превысив доковидные показатели, сообщил в апреле 2025 года замглавы Минэкономразвития России Владимир Ильичев. По его словам, прежде всего, подобный рост объясняется возобновлением прямого авиасообщения между Москвой и Денпасаром на острове Бали с сентября 2024 года.
Бали — одно из наиболее популярных туристических направлений мира. Поэтому для иностранцев, которые хотят открыть или расширить свой бизнес, остров может быть хорошим выбором, считают эксперты.

Первые контакты наших соотечественников с Индонезией начались в XIX веке, когда российские морские экспедиции стали посещать острова архипелага, говорится в статье министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова от 2020 года, приуроченной к 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.
В 1806 году к индонезийским берегам подходили парусники «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, а в 1818-м — бриг «Рюрик» с научной экспедицией во главе с известным отечественным мореплавателем Отто Коцебу. Важные океанологические исследования в Яванском море провел Степан Макаров на корвете «Витязь» (1886–1889 годы). Во второй половине XIX — начале XX веков на островах архипелага работали этнограф и антрополог Николай Миклухо-Маклай, литератор Александр Воейков и биолог Владимир Караваев. Подтверждением большого внимания, которое уделялось в России поддержанию контактов c индонезийцами, стало учреждение в 1894 году первого штатного российского консульства в Ост-Индийской столице Батавии, пишет Сергей Лавров.
После провозглашения независимости Индонезии в 1945 году СССР активно поддерживал страну и во многом благодаря усилиям нашей страны в декабре 1949 года ООН признала суверенитет Индонезии над большинством территорий Нидерландской Ост-Индии. 25 января и 3 февраля 1950 года состоялся обмен телеграммами между министрами иностранных дел об установлении дипотношений.
В 1956 году президент (в 1945–1967 годах) Сукарно (национальный герой, один из основателей Национальной партии Индонезии) посетил СССР, а в 1960 году советский лидер Никита Хрущев ответил визитом. При советской поддержке в 1963 году Индонезия получила под свою юрисдикцию западную часть острова Новая Гвинея, которую Нидерланды удерживали вопреки договоренностям.
С помощью СССР в Индонезии были построены многие объекты транспортной, промышленной, социальной и спортивной инфраструктуры. В 1959 году вооруженным силам республики была передана находящаяся в городе Сурабая советская подводная лодка, названная в Индонезии «Пасопати», сегодня она является действующим музеем.
В 2003 году между Россией и Индонезией была подписана Декларация об основах дружественных и партнерских отношений в XXI веке. В мае 2016 года и в июне 2022-го прошли российско-индийские переговоры на уровне президентов двух стран.
А по итогам переговоров прошедших в июне 2025 года на полях Петербургского международного экономического форума президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Республики Индонезии Прабово Субианто приняли Декларацию о стратегическом партнерстве между Россией и Индонезией. Результатом встречи также стало подписание следующих документов:
Соглашение между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством высшего образования, науки и технологий Республики Индонезии о сотрудничестве в области высшего образования;
Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством транспорта Республики Индонезии о сотрудничестве в области транспорта;
Меморандум о взаимопонимании между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством связи и цифровых технологий Республики Индонезии о сотрудничестве в области информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации;
Меморандум о взаимопонимании между Российским Фондом прямых инвестиций и индонезийским суверенным фондом Данантара.
Сегодня в Индонезии реализуются крупные инфраструктурные проекты при участии «РЖД» и «Роснефти». «Отличные возможности открываются для расширения взаимодействия в высокотехнологичных областях, включая авиастроение и информационно-коммуникационные технологии. Солидный потенциал наработан в сфере взаимных поставок сельскохозяйственной продукции», — пишет Сергей Лавров. По словам министра, Россия также готова делиться опытом в ядерной энергетике, также наши страны сотрудничают в области безопасности, образования, культуры и спорта, а российские туристы ценят индонезийские курорты. Высокий уровень доверия способствует военному сотрудничеству, включая совместные учения и поставки вооружения.
Основным механизмом двусторонних отношений является созданная в 2002 году Российско-Индонезийская совместная комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. В рамках нее действуют рабочие группы по торговле, промышленности и инвестициям, энергетике, транспорту и инфраструктуре, договорно-правовой базе, рыболовству, сельскому хозяйству, культуре, туризму и межбанковскому взаимодействию.
Последнее на сегодняшний день заседание этой комиссии — тринадцатое по счету — прошло в апреле 2025 года в Джакарте. В организованной РЭЦ в его рамках бизнес-миссии «Сделано в России» приняли участие 30 компаний из 11 регионов России, начата работа по ряду перспективных совместных проектов в области транспортной инфраструктуры, энергетики, информационных технологий.
Также сегодня в финальной стадии находятся переговоры о формировании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Индонезией. Участники активно работают над подготовкой соглашения, которое планируется подписать до конца 2025 года, о чем этим летом в интервью индонезийской газете Kompas сообщил Сергей Лавров. Этот шаг станет мощным импульсом для развития многопланового экономического сотрудничества между странами — членами союза и крупнейшей экономикой Юго-Восточной Азии, говорится на сайте Евразийской медиагруппы. Для индонезийских компаний договор откроет новые возможности на едином рынке ЕАЭС. Он устранит барьеры в торговле и поможет значительно увеличить товарооборот по широкому спектру товаров: от сельхозпродукции и удобрений до машин и высоких технологий.
Дополнительные возможности для сотрудничества открываются в связи со вступлением Индонезии в январе 2025 года в БРИКС. «Индонезия — крупнейшая экономика и самая густонаселенная страна в Юго-Восточной Азии. Она разделяет ценности БРИКС, выступает за продвижение многостороннего сотрудничества на основе принципов взаимного уважения, открытости, прагматизма, солидарности, консенсуса. Присоединение Индонезии к БРИКС будет способствовать дальнейшему укреплению авторитета объединения, последовательному сплочению Глобального Юга и Востока в целях формирования более справедливого и сбалансированного многополярного миропорядка», — говорится на официальном сайте МИД России.

При импорте товаров компании или частные лица должны быть зарегистрированы и иметь соответствующее действующее разрешение, сообщает сайт консалтинговой компании Emerhub. Эти регистрации и разрешения обычно выдаются компетентным органом в вопросах международной торговли, таким как Министерство торговли.
Индонезия активно использует меры торговой защиты, в том числе в отношении продукции российского происхождения, отмечают в РЭЦ. В настоящее время, как значится в реестре ограничительных мер для внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Минэкономразвития России, на российскую продукцию распространяется одна антидемпинговая мера в отношении горячекатаного плоского проката в рулонах и одна защитная пошлина на предметы одежды и аксессуары к ней.
При этом имеется ряд защитных мер, из-под действия которых Россия временно исключена: уголки, фасонные и специальные профили, облицовочная плитка, вспенивающийся полистирол, испарители для холодильников и морозильных камер, сироп фруктозы, напольные покрытия, сигаретная бумага, хлопчатобумажная пряжа, минеральная вата, отмечают в РЭЦ.
Расположение страны на более чем 17 тысяч островов, сейсмическая активность территории, повышенная частота извержений многочисленных вулканов, риски возникновения цунами могут увеличивать логистические издержки.
Индонезия — преимущественно мусульманская страна, необходимо учитывать особенности исламского законодательства и банкинга при планировании деловой активности в стране или торговле с ней.
Если компания партнера из Индонезии входит в группу, для корректной оценки финансового положения следует проанализировать консолидированную отчетность группы, составление которой обязательно и регулируется индонезийским законодательством. А если компания партнера с иностранным участием, обязательно проведение аудита для таких компаний. Наличие положительного аудиторского заключения свидетельствует о прозрачности бизнеса.
Меморандум о взаимопонимании между Российским Фондом прямых инвестиций и индонезийским суверенным фондом Данантара.

Базовые нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы ведения внешней торговли в Индонезии — Закон № 7/2014 о торговле и Закон № 10/1995 о таможне (с поправками, внесенными Законом № 17/2006). Импорт также регулируется постановлением Минфина Индонезии № 453/KMK.04/2002 о таможенных процедурах импорта и приказом генерального директора Таможенно-акцизного управления № KEP-07/BC/2003 об утверждении Руководства по таможенным процедурам импорта, сообщает официальный сайт индонезийской таможни.
Таможенное оформление осуществляется импортером в электронном виде посредством системы Индонезийского национального единого окна (INSW). Для регистрации на сайте необходимо заявление и оплаченный гербовый сбор. Проверить необходимость получения лицензии на импорт или наличие запретов на импорт также можно на сайте INSW.
Для того, чтобы импортировать товар в Индонезию, местной компании необходимо получить идентификационный номер налогоплательщика (Nomor Pokok Wajib Pajak, NPWP), идентификационный номер импортера (Angka Pengenal Impor, API), таможенный регистрационный номер (Nomor Induk Kependudukan, NIK) и импортную лицензию. Импортные лицензии делятся на три вида: API-U (общая лицензия на импорт), API-P (лицензия для импорта сырья и полуфабрикатов для местных производителей) и API-T (для инвестиционных проектов).
В Индонезии импорт облагается тремя типами платежей: таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость (НДС) и подоходным налогом на импорт.
Формы ведения бизнеса в Индонезии закреплены в нескольких законах, которые в 2020 году были объединены в Закон № 11/2020 о создании рабочих мест. Формы делятся на две категории: с созданием и без создания юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью (Perseroan Terbatas — PT), в том числе с местным (Penanaman Modal Dalam Negeri — PT PMDN) и иностранным капиталом (Penanaman Modal Asing — PT PMA);
Представительство иностранной компании (Kantor Perwakilan). Представительства в свою очередь делятся по виду деятельности: общее (Kantor Perwakilan Perusahaan Asing — KPPA), для торговли (Kantor Perwakilan Perusahaan Asing Perdagangan), для строительства (Badan Usaha Jasa Konstruksi Asing), для нефтегазовых компаний (KPPA Migas);
Кооператив (Koperasi);
Государственная компания (Badan Usaha Milik Negara);
Региональная компания (Badan Usaha Milik Daerah).
Фирма (Firma);
Товарищество с ограниченной ответственностью (Commanditaire Vennotschap);
Частное партнерство (Persekutuan Perdata);
Индивидуальный предприниматель (Usaha Dagang).
Иностранное представительство обязано получить лицензию сроком до 13 лет. Первоначальное разрешение выдается на три года с возможностью двукратного продления на период до пяти лет.
Торговая деятельность в Индонезии регулируется Законом № 7/2014 о торговле. Для торговли иностранной компании необходимо создавать ООО с иностранным капиталом (PT PMA).
Инвестиционная активность ведется по Закону № 25/2007 об инвестициях. В законе об инвестициях указано, что иностранные инвестиции возможны только в форме ООО с иностранным капиталом (PT PMA).
Деятельность ООО регулируется также Законом № 40/2007 о компаниях. Минимальный размер уставного капитала в ООО с иностранным капиталом (PT PMA) составляет 10 млрд рупий (около $650 тыс.), при этом 25% (2,5 млрд рупий, около $160 тыс.) уставного капитала должно быть внесено при регистрации компании.
Согласно Постановлениям президента № 10/2021 и № 49/2021, в Индонезии действуют ограничения на иностранные инвестиции для ряда отраслей, в частности, связанных с батиком (национальная ручная роспись по ткани), кофе и судостроением.
Индонезия не является членом Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках. Государственные закупки регламентированы Постановлением президента Индонезии № 16/2018, согласно которому иностранные компании могут участвовать в международных тендерах. Международные тендеры определяются как отбор поставщиков товаров/услуг с привлечением как местных, так и иностранных участников, сообщают в РЭЦ.
Индонезия, являясь членом АСЕАН, с 2010 года реализует Соглашение о торговле товарами АСЕАН (ASEAN Trade in Goods Agreement, ATIGA). В соответствии с данным соглашением товары, происходящие из стран-членов АСЕАН, получают определенные льготы при ввозе в Индонезию. АСЕАН выполняет преференциальные торговые соглашения с Австралией и Новой Зеландией, Китаем, Гонконгом, Индией, Японией, Республикой Корея. Кроме того, Индонезия имеет действующее соглашение о свободной торговле с Чили.
С 2022 года государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) проводят переговоры с Республикой Индонезией о заключении соглашения о свободной торговле. В июле 2025 года переговоры над текстом соглашения завершены, ожидается его подписание.
Средняя применяемая ставка ввозной таможенной пошлины Индонезии в рамках режима наибольшего благоприятствования в 2024 году составила 8%, сохранившись на одном уровне с 2023 годом, по данным РЭЦ. Сельскохозяйственная продукция в среднем облагается пошлиной 8,6%, промышленные товары — 7,9%. Распределение действующих тарифов на импорт находится в диапазоне 0-150%. Максимальные ставки применяются к продукции, входящей в состав товарных групп «зерно и продукты перемола», «напитки и табак» и «химикаты».
В Индонезии действует система НДС с гибкими ставками. Стандартная ставка составляет 12%, но благодаря особому методу расчета налоговой базы фактическая ставка для большинства товаров равна 11%. Для предметов роскоши применяется полная ставка 12%, а правительство может изменять ее в диапазоне от 5% до 15%. Некоторые товары полностью освобождены от НДС, включая медицинские вакцины, образовательную литературу, промышленное оборудование, сельскохозяйственное сырье, широкий перечень товаров, относящихся к категории «стратегических» и некоторые другие товары.
Отдельные категории товаров (автомобили, яхты, частные самолеты, оружие) облагаются дополнительным налогом по ставкам от 15% до 95%. В исключительных случаях ставка может достигать 200%. Однако для экологичного транспорта (электромобилей и гибридов) действуют налоговые льготы, которые продлены до конца 2025 года.
Среди прочих косвенных налогов, которыми облагаются товары при импорте в Индонезию, ‒ акцизы. Их действие распространяется на алкогольную и табачную продукцию.
В Индонезии выстроена сложная система лицензирования импорта. Согласно действующем импортной политике все импортеры должны получить Основной идентификатор импортера (Nomor Induk Berusaha, NIB) через индонезийскую систему онлайн-подачи заявок (Online Single Submission, OSS). Существует два типа NIB, выдаваемых импортерам: для импорта с целью дальнейшей дистрибуции или розничной продажи на территории Индонезии (API-U) и для импорта компаниями-производителями сырья, ингредиентов и товаров, необходимых для осуществления производственного процесса (API-P). Возможность получить одновременно оба типа лицензий законодательно не предусмотрена. Все другие импортные разрешения, применяемые к отдельным товарам, выдаются только при наличии NIB, по информации РЭЦ.
Для импорта определенных товаров, включая алкоголь, химикаты, железо, сталь и изделия из них, лекарства, сельхозпродукцию, автомобильные запчасти, резиновые шины и покрышки, бывшее в употреблении промышленное оборудование, морские суда, авиатехнику, необходимо дополнительное разрешение на импорт Persetujuan Impor (PI), выдаваемое Министерством торговли Индонезии, и/или отчет об инспекции товаров Laporan Surveyor (LS), который составляется аккредитованной инспекционной компанией (Surveyor) и подтверждает соответствие импортируемой продукции установленным требованиям.
Разрешение на импорт для ряда товаров выдается на основании анализа баланса товарных ресурсов (Neraca Komoditas), проводимого в отношении критически важных товаров, в числе которых сахар, рис, рыба, говядина, чеснок, соль, кукуруза, соевые бобы, нефтепродукты, цемент. Перечни товаров, в отношении которых необходимы дополнительные разрешения или проверки, регулярно пересматриваются.
По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, рынок Индонезии закрыт для российских поставок кормов для животных, соевых бобов, соевого жмыха, некоторых орехов, крупы и гранул из злаков, мясной продукции (свинина, баранина и козлятина, колбасы и аналогичные продукты из мяса), мороженого, моллюсков.
Индонезия запрещает импорт соли во время сезона сбора урожая сельскохозяйственных культур. Индонезийское законодательство требует, чтобы импортеры соли были зарегистрированы и закупали как отечественную, так и импортную продукцию. В Индонезии также действует сезонный запрет на импорт сахара (в сезон урожая и помола местного сахарного тростника, а также за месяц до него и в течение двух месяцев после).
Импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции в Индонезии (фуражной кукурузы и цельного риса) осуществляется исключительно через государственное Бюро логистики (BULOG). Частным компаниям разрешено импортировать только 100% дробленный рис (broken rice) или специальные сорта риса, такие как басмати и жасмин, для розничной торговли и общественного питания. Кроме того, BULOG является единственным в Индонезии импортером риса, фуражной кукурузы и соевых бобов для государственных продовольственных резервов.
В апреле 2025 года в рамках 13-го заседания Российско-Индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству в Джакарте между «Росаккредитацией» и Агентством по гарантиям качества продукции халяль Индонезии был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере инфраструктуры халяль. Как отметил заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев, документ откроет доступ российской халяльной продукции на индонезийский рынок. На заседании также обсуждалось снижение нетарифных барьеров и доступ российской мясной продукции в Индонезию.
17 октября 2014 года в Индонезии был принят Закон № 33 «О гарантиях на продукцию Халяль», обязывающий сертифицировать халяльную продукцию. Он защищает права мусульман и укрепляет доверие к халяльным товарам в стране.
Продукты, поступающие, обращаемые и реализуемые на территории Индонезии должны быть сертифицированы по стандарту «Халяль», предупреждают в РЭЦ. Законом предусмотрено поэтапное внедрение обязательной сертификации в отношении разных видов продукции.
Постановлением правительства от 2 февраля 2021 года № 39 «О внедрении сектора гарантий на продукцию Халяль» были определены этапы сертификации. Предполагается, что постепенно сертификация будет введена для различных категорий товаров: продуктов питания, напитков, пищевых добавок, продуктов убоя животных, пищевых добавок для традиционной медицины, лекарственных средств (за исключением психотропных препаратов), косметики, генетически модифицированных продуктов, химической продукции, одежды, предметов домашнего обихода, канцелярских принадлежностей, бытовой техники и медицинских изделий. Впоследствии, постановлением Правительства от 18 октября 2024 года № 42, сроки были скорректированы: для продуктов питания, напитков, пищевых добавок и вспомогательных материалов, продуктов убоя животных предельный срок внедрения сертификации (с некоторыми оговорками) был перенесен на 17 октября 2026 года.
Индонезия является членом Всемирной торговой организации (ВТО), членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, GATT), членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии АСЕАН. Ответственный за разработку, координацию и гармонизацию стандартов орган — Национальное агентство по стандартизации Индонезии (Badan Standardisasi Nasional, BSN). Национальные стандарты Индонезии SNI основаны на международных стандартах, насколько это возможно.
В Индонезии действует система обязательной сертификации продукции на соответствие национальным стандартам SNI. После прохождения сертификации аккредитованным органом, продукция получает маркировку знаком SNI.
Министерство торговли Индонезии предоставляет актуальный список обязательных стандартов, которые распространяются на импортные товары. В перечень входят стандарты SNI для электрооборудования, бытовой техники, пластмассовых изделий, автозапчастей, строительных материалов, химической продукции, удобрений, сырья, одежды, обуви, детских игрушек, продуктов питания и напитков.
Основными регуляторами в отношении пищевой продукции помимо BSN в Индонезии являются: Национальное агентство по контролю лекарств и пищевых продуктов (BPOM), Организация по обеспечению качества халяльной продукции (BPJPH) под эгидой Министерства по делам религий Республики Индонезия, Агентство сельхозкарантина (подведомственная организация Минсельхоза Индонезии).
Если у производителя пищевой продукции нет сертификации системы менеджмента на соответствие требованиям национального стандарта SNI ISO 9001, SNI ISO 22000 или соответствующего SNI HACCP, то национальным аккредитованным органом по сертификации проводится аудит системы менеджмента на производстве завода-изготовителя.
Для всех пищевых продуктов содержащих продукцию животного происхождения необходимо получить сертификат «Халяль». Данная норма для импортируемых продуктов вступает в силу с 17.10.2026.
Индонезия ужесточает требования к пищевой упаковке. Стандарт SNI 8218:2024, введенный с 24 июля 2025 года, регулирует качество и безопасность упаковки из бумаги и картона для пищевых продуктов. Все такие материалы должны проходить сертификацию и маркироваться SNI.
Иностранные производители обязаны иметь официального представителя в Индонезии, получившего идентификационный номер импортера API в Министерстве экономики страны. Согласно законодательству Индонезии, только зарегистрированный импортер может подавать заявку на сертификацию и регистрацию продукции в национальные компетентные органы государства.
Права интеллектуальной собственности (ИС) в Индонезии регулируются рядом законов (Закон № 13 /2016 о патентах; Закон № 15/2001 о товарных знаках; Закон № 31/2000 о промышленных образцах; Закон № 13/2014 об авторском праве, Закон № 20/2016 о знаках и географических указаниях). Интеллектуальная собственность включает авторские права (относящиеся к художественным и научным произведениям), а также промышленную собственность (товарные знаки (ТЗ), патенты, полезные модели, промышленные образцы и другие нематериальные активы).
В Индонезии государственным учреждением, отвечающим за защиту прав интеллектуальной собственности, а также регистрацию лицензионных соглашений, является Генеральный директорат по интеллектуальной собственности (DGIP). Изобретения, полезные модели, товарные знаки также можно зарегистрировать по международной процедуре (Соглашение о патентной кооперации, Мадридское соглашение и протокол по товарным знака). Данные соглашения дают возможность зарегистрировать объекты ИС в целевой стране путем подачи одной заявки через национальное ведомство страны происхождения.
Индонезия также подписала Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Промышленный образец определяется как «создание формы, конфигурации или композиции линий или цветов, или линий и цветов, или их комбинацию в трехмерной или двух-мерной форме, которая создает эстетическое впечатление и может быть реализована в виде трехмерного или двухмерного рисунка и использована для изготовления промышленных и ремесленных изделий или товаров».
Одним из основных критериев при регистрации товарных знаков выступает уникальность. Для подачи заявки на регистрацию товарного знака в Индонезии необходимо придерживаться Ниццкой классификации товаров и услуг. Также в Индонезии охране подлежат знаки с указанием на происхождение товара (географические указания и наименования места происхождения товара).
Регистрацию товарного знака в Индонезии можно провести онлайн или офлайн. Заявка оформляется на индонезийском языке. Для электронной регистрации необходимо зарегистрироваться на сайте DGIP, заполнить данные заявителя и информацию о знаке, оплатить услуги по квитанции (для микро- и малого бизнеса — 500 тыс. IDR, для остальных — 1,8 млн IDR, свидетельство — 100 тыс. IDR). Документы проверяются специалистами. Если все в порядке, знак публикуется. В течение трех месяцев третье лицо может подать возражение. DGIP рассмотрит его и может запросить дополнительные пояснения у заявителя, на которые он должен ответить за два месяца. На основе полученных данных DGIP примет решение. Если одна из сторон недовольна, можно подать апелляцию в течение 30 дней. Если возражений нет, ведомство оформляет свидетельство. Правовая защита действует 10 лет с возможностью продления.
В Индонезии на изобретения выдаются патенты, а на полезные модели — «простые патенты», характеризующие техническое решение как развивающее известный продукт путем изменения его конфигурации, компонентов, формы или конструкции, обладающее новизной и промышленно применимое. Индонезийский патент предоставляет его владельцу право запрещать третьим лицам производить, использовать или импортировать запатентованные продукты.
Патент на изобретения действует в течение 20 лет, «простой патент» — 10 лет.
Заявка на изобретение может быть преобразована в заявку на «простой патент» (данная возможность не применима к заявкам, поданным по международной процедуре). Возможность подачи выделенной заявки не предусмотрена. Пошлины, взимаемые DGIP с учетом скидки за электронную подачу): подача заявки микро и малым бизнесом — 350 тыс. IDR, 1,25 млн IDR — для остальных, экспертиза по существу — 3 млн IDR.
Заявка на патент может быть подана на любом языке, но перевод на индонезийский должен быть направлен в течение 30 дней. Возможна онлайн-подача через личный кабинет. Если заявитель не является изобретателем, требуется копия передаточного акта.

По итогам 2024 года компаниями группы РЭЦ в рамках сотрудничества с Республикой Индонезия оказана агентская, финансовая и нефинансовая экспортная поддержка на общую сумму $88,8 млн в рамках поставок продукции АПК, машиностроения, химической промышленности, фармацевтической и косметической отраслей.
В апреле 2025 года РЭЦ открыл официальное представительство в Джакарте, столице Индонезии. «Открытие представительства РЭЦ в Индонезии — значимая инвестиция в развитие российско-индонезийского сотрудничества и реализацию потенциала двусторонних отношений. Индонезия, с ее быстрорастущей экономикой и огромным потребительским рынком, представляет значительный интерес для российских компаний в части экспорта и реализации совместных проектов в широком спектре отраслей», — комментировала тогда событие генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина, находясь с рабочим визитом в столице Индонезии.
Представительство станет связующим звеном между российскими и индонезийскими компаниями и будет оказывать комплексную поддержку на каждом этапе реализации экспортной сделки, говорится на сайте РЭЦ. Возглавил представительство Вадим Вараксин, главный эксперт РЭЦ по Индонезии с общим опытом работы в стране более 15 лет.
Отечественные компании, заинтересованные в выходе на рынок Индонезии, смогут обращаться в представительство за консультациями и экспертизой, помощью в поиске партнеров и сопровождением переговоров. Кроме того, представительство займется продвижением продукции под национальным брендом «Сделано в России» и организацией деловых мероприятий. Представитель поможет найти потенциального иностранного покупателя на российские товары или услуги, а также оказать содействие в организации и проведении переговоров с представителем иностранной компании.
Один из наиболее эффективных способов продвижения на индонезийском рынке — участие в выставках и ярмарках, проводимых на территории страны. Ознакомиться с актуальными международными мероприятиями и зарегистрироваться на участие в коллективных экспозициях с господдержкой можно на специальной странице платформы «Мой экспорт».
Также для облегчения продвижения российских товаров на рынок Индонезии в октябре 2024 года российским Обществом дружбы с Индонезией, которое тесно сотрудничает с РЭЦ, совместно с индонезийским партнером PT. Rusindo International Global открыт офис в Джакарте.

Один из наиболее эффективных инструментов для российских компаний, стремящихся выйти на индонезийский рынок, — онлайн-каналы. Основные направления b2c-e-commerce: красота и личная гигиена, мода и одежда, еда и напитки, мебель и дом, говорится в материалах международной консалтинговой компании IMARC Group.
Рынок электронной коммерции Индонезии динамично растет. В 2024 году его объем оценивался в $354,6 млрд, а к 2033 году достигнет $760,8 млрд, что соответствует среднегодовому темпу роста 9,07%, по данным IMARC Group. Улучшение экономики и повышение доходов индонезийцев способствует увеличению цифрового потребления. Рост рынка обусловлен распространением интернета и смартфонов, увеличением числа молодых, технически грамотных граждан и цифровых транзакций через мобильные устройства. Важную роль играют государственные инициативы по улучшению инфраструктуры электронной коммерции и цифровой трансформации бизнеса, инновации в логистике и платежной инфраструктуре, а также развитие социальной коммерции, говорится в материалах IMARC.
В декабре 2023 года ведущая международная платформа развлечений TikTok и одна из крупнейших цифровых экосистем Индонезии PT GoTo Gojek Tokopedia Tbk объявили о стратегическом партнерстве, направленном на поддержку долгосрочного роста сектора малого и среднего предпринимательства, а также на увеличение доли электронной коммерции в экономике страны.
Ява занимает лидирующие позиции в области цифровой активности благодаря высокой плотности населения, активному использованию интернета и развитой логистической сети, отмечают аналитики IMARC. А Суматра, Калимантан и Сулавеси обладают значительным потенциалом для роста, который может быть реализован за счет улучшения транспортной инфраструктуры и расширения среднего класса.
Ведущие индонезийские торговые электронные платформы Tokopedia и Bukalopak предоставляют равные возможности для всех, благодаря большой пользовательской базе позволяют бизнесу сократить расходы на рекламу, говорится в материалах InCorp Indonesia. Также в стране действуют онлайн-сервисы Gojek и Grab, помогающие потребителям найти исполнителей в сфере клининга, изготовления товаров на заказ, ремонтных работ. Помощь в выходе на новые рынки можно получить, воспользовавшись услугой «Маркетплейсы. Размещение в национальных магазинах» на сайте «Мой экспорт».

Бизнес-культура Индонезии основана на принципе коллективизма. Индонезийцы предпочитают работать на командные цели, а не фокусироваться на индивидуальных задачах;
Структура общества в Индонезии строго иерархична и основана на принципах старшинства. Окончательные решения всегда принимают руководители. Сотрудники редко проявляют инициативу, поскольку она может расцениваться как критика руководства компании;
Структура общества в Индонезии строго иерархична и основана на принципах старшинства. Окончательные решения всегда принимают руководители. Сотрудники редко проявляют инициативу, поскольку она может расцениваться как критика руководства компании;
Для проведения первой встречи рекомендуется привлечь местного посредника. сотрудника компании или представителя банка. К выбору представителя следует подойти серьезно, поскольку встречу предпочтительно проводить с руководством компании. Очное общение более эффективно в связи с тем, что индонезийцы не всегда отвечают на письма, звонки и сообщения. Встречи могут начинаться и заканчиваться в позднее время;
Многие индонезийцы, в частности мусульмане, приветствуют друг друга поклоном, держа руку на сердце. Если происходит знакомство с несколькими людьми, первым следует приветствовать самого старшего по возрасту или положению.
Вначале называют имя, затем — титул и звание, указывающее на социальный статус.
В Индонезии принят официально-деловой стиль одежды западного типа: костюм с галстуком для мужчин и костюм или юбка с блузкой для женщин. При выборе одежды следует учитывать, что в стране жаркий и влажный климат.
Подарки способствуют укреплению деловых отношений. Их преподносят в упаковке, но открывают не сразу. Тем не менее, не стоит вручать подарки при первой встрече и дарить дорогие вещи, так как их могут принять за взятку. Не следует дарить алкогольные напитки.
Визитными карточками обмениваются в начале встречи. Их принимают правой рукой или двумя руками;
Встречи принято начинать со светской беседы, которую не следует недооценивать, так как она важна для налаживания доверительных отношений. Индонезийцы редко отвечают «нет», предпочитают устные договоренности и неохотно соглашаются на компромиссы.
Беседа ведется неторопливо, вопросы принято тщательно обдумывать. Предложение «быстрого контракта» может быть воспринято с недоверием. В общении нужно быть сдержанным и спокойным, соблюдать правила иерархии.
Больше информации по различным вопросам ВЭД доступно на бесплатных вебинарах РЭЦ.